Andreev.org: Фотодневники путешествий

3000 км по Италии: Рим. День 2-й

Содержание:

Рим. День 1-й: Билеты, гостиница, приезд. Исторический центр
Рим. День 2-й: Собор Св. Петра и Ватикан
Итальянский юг: провинция Кампания и Везувий
Провинция Ле Марке и республика Сан-Марино
Венеция: прогулка вдоль Гранд-канала
Итальянские Альпы: Мон Блан и Новый Год в долине Аоста
Другая Италия: Милан, Пиза, Флоренция

День 2-й. Маршрут: Собор Св. Петра – Ватикан – Сикстинская капелла – район Trastevere – Piazza Navona – Пантеон – фонтан de Trevi.

Удобное местоположение гостиницы позволило нам дойти до площади Св. Петра за 10 минут. Это было субботнее утро, движение на улицах почти не наблюдалось, за исключением мусороуборочных грузовиков. Помню, шли и поражались плотным рядам машин у тротуаров, даже в повороте народ умудрялся оставлять “Смарты”, благо размер крошечный. Как при этом будет выезжать машина спереди, явно не волновало никого.

Рим: маршрут 2-го дня

 

Программа на этот день у нас была не менее насыщенной, и включала сразу два обязательных для посещения места: собор Св. Петра и Сикстинскую капеллу. И в этом заключалась ошибка. Я очень советую планировать походы в Ватиканские музеи и в St. Peter’s Cathedral на разные дни, и пойти туда с утра, часиков в 8, или, в крайнем случае, идти в музеи Ватикана в первую очередь. Этим вы убережете себя от стояния в огромных очередях и бесполезной потери времени. По пути к собору мы не видели ни единого человека вдоль ватиканских стен, но, выйдя на улицу через 2 часа, тут же уперлись в хвост громадной, многоголосой толпы. Но сначала о приятном.

 

В самый первый вечер в Риме, мы уже видели собор Св. Петра издалека, в отблесках городских огней. Теперь же вышли на Piazza S.Petro через величественные колонны в крыльях собора. Утреннее солнце только-только залило купол и скульптуры на фасаде, подарив нам возможность сделать удачную фотографию.

 

Потрясающий золотой цвет в сочетании с небесно-голубым никого бы не оставил равнодушным. В центре фасада находился балкон, задрапированный тяжелыми бордовыми гардинами. По воскресеньям и большим религиозным праздникам, Папа благословляет оттуда толпу, собирающуюся на площади.

 

Посещение собора не будет стоить вам ни единого евро. Но, если вы захотите подняться на купол и пофотографировать Piazza San Petro и сады Ватикана с высоты, то придется выложить по 4 евро. Охраняет собор швейцарская стража в шикарных ярких костюмах (предлагаю угадать с первого раза, чей дизайн :). В охранники принимают только граждан Швейцарии, мужчин от 19 до 30 лет, неженатых, и ростом выше 174 см. С алебардой в руках стражники с одной стороны смотрятся грозно, а с другой – немного комично из-за старомодного одеяния.

 

Помимо красоты, собор Св. Петра впечатляет размером. На полу можно увидеть отметки, показывающие отношение длин других церквей и соборов.

 

С правой стороны, недалеко от входа, расположен знаменитый шедевр Микеланджело “Пьета”, или “Оплакивание Христа”. В путеводителе было написано, что скульптура находится за стеклом из-за покушения в 70-х годах. На самом деле ничего подобного нет, так что можно смело фотографировать, не боясь бликов и не накручивая поляризатор.

 

Любуясь витражами и скульптурами в нишах, мы подошли к статуе Св. Петра 13-го века. Как можно заметить, правая ступня статуи короче левой из-за прикосновений пилигримов и туристов, верящих, что это принесет им счастье.

 

Прямо под центральным куполом расположен алтарь с балдахином и гробом с останками Св. Петра (по легенде).

 

Перед входом в ризницу, нас привлек огромный монумент Папы Александра VII, но не из-за каких-то свойств скульптуры, а из-за камня. Нижнюю часть монумента покрывала будто бы яркая красная материя, настолько реально выглядящая с расстояния 3 метров, что было трудно поверить в складки и перегибы на её поверхности.

 

Что за камень определить не удалось. Как человек с геологическим прошлым, Илья предлагал яшму, но точно не был уверен. Внизу в гротах находятся усыпальницы Пап, а также знаменитые фрески Джотто.

 

Посещение собора было бы неполным, если бы мы не залезли на купол. Часть пути можно проехать на лифте (за что, собственно, и берутся те самые 4 евро), но есть и бесплатная лестница, которая закрыта в лучших российских традициях. Иначе, как же можно было бы заработать?

 

Доставив нас под купол, один из работников махнул рукой в нужную сторону, и скрылся в недрах лифта. Потрясающей красоты купол находился совсем рядом и притягивал своей ритмичностью. С высоты народ внизу казался совсем крошечным, и еле различался на украшенном орнаментом полу.

 

Далее, нам предстояло пройти 537 ступеней, прежде чем глотнуть свежего утреннего воздуха. Путь слегка осложнялся наклоном коридора от вертикальной оси вправо, т.к. мы продвигались по внешнему периметру купола.

 

После нескольких шахт с лестницами-вертушками с такими малюсенькими ступеньками, что нога полностью не помещалась, мы вышли на крышу.

 

Замечательное свойство этого, да и других итальянских соборов – гуляй по крыше, где хочешь. Не припомню, чтобы в Штатах позволялась такая свобода, все обычно обнесено частыми решетками. Те скульптуры, которые мы видели снизу, теперь предстали перед нами с другой стороны.

 

Их чинные ряды с поднятыми в приветствии руками, слегка напоминали советское политбюро, принимающее парады на Красной площади 🙂

 

Внизу раскинулась круглая, разделенная на сегменты Piazza San Pietro (17-й век), и простирающийся до горизонта Рим. С противоположной стороны можно было видеть сады Ватикана. Простым смертным путь туда заказан, разве что только одним глазком взглянуть с высоты.

 

Недалеко находились и музеи Ватикана, куда мы собирались отправиться сразу после собора. Вблизи главный купол выглядит не столь внушительно, как снизу.

 

Тут же сидел вахтер в будочке. Руководство, наверное, решило, что дешевле будет платить зарплату одному, присматривающему за порядком, человеку, чем обносить все уродливыми решетками.
На крыше часто попадались фонтанчики с питьевой водой, причем очень хорошего качества. Это давняя римская особенность. Где-то читала, что когда на Рим напали готы, они первым делом разрушили водопровод. Из зависти, конечно 🙂

 

Рядом с одним из фонтанчиков висел почтовый ящик государства Ватикан, но мы решили сходить на настоящую почту, а не ограничиваться ящиком. Погуляв по крыше как два кота под нежным декабрьским солнышком, мы спустились вниз опять на лифте в сопровождении излишне болтливого служащего. Из вежливости пришлось кивать всю дорогу, хотя из всей тирады я поняла только 2-3 слова про погоду.

Ватиканская почта расположена справа от выхода из собора. Купив несколько красивых открыток с римскими видами и замысловатые ватиканские марки, отправили одну себе домой в Штаты, а две – родственникам в Россию. Угадайте, сколько дошло до адресатов? Правильно. Российская почта по-прежнему не чурается вороватости.

 

Люди уже очень плотно заполнили площадь, и даже образовали огромную очередь в собор. Мы заволновались, не будет ли много народу в Сикстинскую капеллу. И точно. Только мы вышли за пределы Piazza San Pietro, как показался хвост из людей вдоль ватиканской границы. Сразу вспомнились дефицитные времена в Союзе. Мы бы, наверное, не сильно удивились, начни кто-нибудь номерки на ладошках писать. Одно радовало, что стоим не за колбасой, а за знаниями.

 

Полтора часа ожидания все же нельзя назвать совсем бездарно потраченными. Можно было разглядывать окружение, стараясь определить, кто из какой страны приехал; наблюдать за девушками-полицейскими, приехавшими в одну из сувенирных лавок для разрешения какого-то конфликта; читать в путеводителе об истории создания Сикстинской капеллы, изучать по фотографиям экспонаты, и запоминать план музея, чтобы не тыкаться потом наугад. В общем, ничего страшного, но лучше было бы прийти с утра на другой день.

 

Когда до входа оставался последний поворот стены, по очереди прошел слух, что музей скоро закрывается. Как, еще только 12 пробило?! Оказалось, правда. Стражники музея закрыли ворота ровно в 12:45, таким образом, мы оказались в числе одних из самых последних, проскочивших внутрь. Уф. Теперь ходить можно было не спеша, аж до 4 вечера, но не тут-то было. Стояние в очереди подкосило наши силы, и никакие достопримечательности нас уже особо не вдохновляли, за исключением Сикстинской капеллы.

 

Да и в целом, ни меня, ни Илью музеи особо не привлекают, мы все больше специализируемся по живой природе; и нет большей радости, чем поход по горам или степям, спуск на лодке по реке, или таскание крокодила за хвост (было-было, кто не верит, могу фотку показать 🙂

 

Знаки “to Sistine Chapel” висели повсюду. Причем, нередка была ситуация, когда знак показывал налево, точно такой же направо, а обернувшись, можно было заметить аналогичный на противоположной стене. Да, подумали мы, теперь точно заблудимся. Движение людского потока в музеях организовано так, что все идут в одном направлении.

 

Пройдя внутренний двор с золотым аллегорическим шаром, знаменитую скульптуру Laocoon’a (AD 1), галерею древних карт (где по стенам развешаны полотна с детально вышитыми морскими и сухопутными картами), греческий зал, мы, наконец, остановились перед дверьми в Сикстинскую капеллу (примерно 20-30 минут от входа в музей). Но не потому, чтобы приготовиться к встрече с прекрасным, а потому, что весь зал был забит людьми и охранниками под завязку.

 

 

Здесь нас поджидало разочарование: в капелле не разрешалось фотографировать. Причем, на мыльницы стража смотрела сквозь пальцы, но стоило мне поднять 2-кг тушку Canon’a, тут же замахали руками, и стали делать запрещающие жесты. Оно и понятно: у мыльничников все равно ничего не получится, а серьезная техника – конкурент; тем самым мы не потратим денежку, и не купим открытки. Я обиделась, и отдала камеру Илье. Потихоньку ввинчиваясь в толпу, и фотографируя от пояса, мы оказались в центре. Поэтому, фотографии Сикстинской капеллы у нас контрабандные 🙂

 

А посмотреть, конечно, есть на что. Капелла украшена фресками мастеров 15-16 веков, а на главной стене алтаря находится шедевр Микеланджело “Страшный суд”. Стена немного загнута внутрь, чтобы на картину не падала пыль и мелкий мусор. Потрясающие цвета (реставрация закончилась в 1993 году), детальная прорисовка фигур в движении, и необычный сюжет так и притягивают. Можно долго стоять и рассматривать фрагмент за фрагментом, каждый раз обращая внимание на что-то новое.

 

В центре Микеланджело изобразил свой портрет на коже в руках святого мученика Бартоломео. Картина являлась социальным заказом Папы Павла III-го, и предполагалась использоваться с воспитательными целями для католиков.

 

Не уступает по силе воздействия и потолок в Сикстинской капелле. Микеланджело расписывал его 4 года, находясь на специально сконструированных для этих целей подмостках. В центральной части изображены фрески из цикла “Сотворение мира”, в том числе знаменитейшая “Сотворение Адама”, и “Изгнание Адама и Евы из рая”. Окружена центральная панель портретами прародителей Христа.
При реставрации в 80-х годах обнаружилась забавная вещь. Предыдущим реставраторам показались слишком яркими цвета, будто бы нарисованные Микеланджело, и они их заретушировали. С помощью современных средств компьютерной графики и спектрального анализа, удалось определись истинную руку мастера, и справедливость восторжествовала.

 

Проведя полчаса в капелле, мы направились на выход. От количества просмотренных шедевров кружилась голова, нужно было развеяться в каком-нибудь более спокойном месте.

 

На этой же стороне Тибра расположен прекрасный район Рима – Трастевере. Это один из самых старых кварталов города, жители которого считают себя “истинными” римлянами. Здесь находятся и старые церкви, в том числе Santa Maria in Trastevere, богато украшенная мозаикой и позолотой.

 

Однако, современный мир привнес в тихий уголок свои коррективы. В первую очередь – кулинарию. Район просто набит ресторанчиками, но не туристическими ловушками, а теми самыми, где сами итальянцы предпочитают обедать и ужинать. Уже из-за одного этого факта стоит дойти до Трастевере.

 

Прогуливаясь по набережной Тибра, мы приглядели симпатичное местечко, в двери которого ловко запрыгивали итальянцы, итальянки, и их мелкие бамбины-итальянчики. С порога мы попали в широкие объятья синьора-хозяина, с неподражаемым гостеприимством проводившего нас до столика. Чувствуешь себя при этом бесподобно, как будто ты самый дорогой человек для него сейчас. Безусловно, такое отношение располагает, и мы решили не скупиться.
Первым делом, конечно, заказывается rosso vino de casa, литр (вечер, уже можно). К нему приносят обязательную бутылку минеральной воды San Pellegrino, поджаренные хлебцы, и блюдечки с оливковым маслом. Коротая время в ожидании заказа, краем глаза разглядывали публику, и прислушивались к разговорам. Хотя слово “прислушиваться” не совсем здесь подходит. Итальянцы – народ громкий, с выраженной жестикуляцией. Тут были и семьи “мама, папа, я”, и более обширные компании с тещами-свекровями, и даже парочка священников.

Тем временем, принесли наши блюда – томатный суп с буккатини (короткими, толстыми макарончиками) и базиликом, ризотто по-римски с печеночным соусом, и тонкие кусочки подкопченной ягнятинки с шалфеем (saltimbocca). В каждом ресторане мы старались брать сырное ассорти – простые ломтики сыра разных сортов к вину (в меню перечислены в разделе antipasto – аперитивов). На десерт (dolche) хозяин соблазнил нас крем-брюле в высоких вазочках с клубничным сиропом и шоколадной стружкой. Пишу, а у самой слюнки текут 🙂
Домашнее вино имеет одну приятную особенность. Вроде пьешь несколько бокалов, даже пьянеешь, но через полчаса голова чистая и ясная как стекло. Распрощавшись с любезным хозяином ресторана, и не поскупившись на чаевые, мы в легком подпитии пошли дальше бродить по городу.

Через несколько кварталов прошли мимо офиса итальянской коммунистической партии. Чего только не привидится с пьяных глаз!

 

Мы держали курс на другую сторону Тибра, к Piazza Navona. Вечернее солнце красиво заливало узкие улочки, придавая им неповторимый колорит. В Риме мосты очень часто используются уличными торговцами как плацдарм для продажи своих побрякушек. Ими расстилаются белые простыни, а сверху выкладываются пиратские CD, фальшивые сумки “под дизайнера”, такие же солнечные очки, и плохие копии всемирно известных картин. Сами торговцы – исключительно чернокожие ребята, нелегалы из Марокко. Не знаю, насколько успешно у них идут дела, при нас никто ничего не покупал.

 

Мы продвигались к центру города, в довольно плотном потоке людей. Дальше – больше. Это уже походило на толкучку на Сенном рынке в Питере. Естественно, что нам сразу же захотелось скрыться от народа. Юркнув в какое-то кафе, оказавшееся кафе-мороженным, решили попробовать знаменитое итальянское gelato, раз уж такой случай подвернулся. Остановившись в нерешительности перед витриной с полусотней видов мороженого, всё никак не могли сделать выбор. Тут на помощь пришел продавец, давая пробовать по маленькой ложечке каждого сорта. Наконец, заказали смесь из нескольких, т.к. все они были изумительно хороши.

Так мы дошли площади Navona, и признаться, были слегка разочарованы. “Самая красивая площадь Рима” нас совсем не впечатлила, тем более там было столько народа, что яблоку негде было упасть. Для галочки прогулялись и к фонтану Бернини “Fontana dei Quattro Fiumi”, полюбовались на него издалека, и решили выбираться оттуда. Грязно, шумно, толкотня, какие-то дурацкие карусели и ларьки с флуоресцентным мусором под видом сувениров, безнадежно испортили впечатление о площади. Лучше сюда приходить с утра, как мы сделали в случае со Spanish steps, когда вокруг никого, и можно не толкаясь ходить по площади, рассматривать фонтаны, и окружающие её дворцы.
Сквозь лабиринт узких улочек мы выбрались к Пантеону, наиболее сохранившемуся древнему зданию Рима (AD 1). Внутри Пантеон (или Храм Всех Богов) выглядит совершенно по-иному, чем снаружи. Происходит это из-за того, что за треугольным фасадом скрывается купол, не бросающийся в глаза при первом взгляде. Толпы народа циркулировали и здесь, поэтому, мы не стали пристально рассматривать храм изнутри, а ограничились общей панорамой.

Уже начинало смеркаться, а у нас оставалось ещё одно запланированное для посещения место – фонтан де Треви, тем более, что он находился на обратном пути в гостиницу.

 

Самый большой и знаменитый фонтан Рима был спроектирован Николой Сальви в 1762 году. Слово “фонтан” здесь даже не совсем подходит, скорее – скульптурная группа с водными элементами. Привыкшие к великолепию Петергофских фонтанов, мы без особого восхищения относимся к другим, но фонтан де Треви поразил и нас. Фигуры Нептуна, Тритонов, лошадей с крыльями, символизирующих море, как бы выходят из фасада здания в бассейн с лазоревой водой. Никаких бьющих под давлением струй нет, но фонтан берет своим необычным дизайном и вычурным стилем.

 

Народу вокруг тьма-тьмущая, всех национальностей. Многие стараются пробиться поближе к бассейну, чтобы повернувшись спиной, кинуть монетку в его воды на счастье.

 

Не спеша прогуливаясь по вечернему Риму, и заходя в разные мелкие лавочки (винные и не очень :), перешли Тибр, и мимо крепости Sant’ Angelo направились к нашей гостинице. Попросив молодого человека за стойкой регистрации разбудить пораньше, часиков в 6, отправились отдыхать. На этот раз заснули моментально, видать акклиматизация подоспела. И очень вовремя, т.к. с утра мы отправлялись в автомобильное путешествие на юг Италии, в провинцию Кампания, к вулкану Везувию.

 

Часть 1-я   |   Часть 2-я  |   Часть 3-я   |   Часть 4-я   |   Часть 5-я   |   Часть 6-я  |   Часть 7-я  

Катерина Андреева.
Хьюстон, США – Италия
Декабрь, 2003 – Январь, 2004.

Фотографии:

Рим
Кампания
Ле Марке

 

 

 

 

 

 

 

Венеция
Итальянские Альпы
Милан, Флоренция, Пиза

 

Leave a Reply to Людмила Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

5 thoughts on “3000 км по Италии: Рим. День 2-й

  1. Alexey Solodovnikov

    У фонтана де Треви, справа (на второй вашей фотке, где оранжевый фасад), есть мини фонтан, в него надо залезть и поцеловаться и тода, соглсно легенде (может и наврали 😉 никогда не расстанешься 🙂

  2. Tatiana

    я заказывала экскурсию в Ватикан на сайте Экспедии (кажется) – и никаких очередей. все в один день.

  3. Людмила

    Спасибо,много полезного почерпнула перед поездкой.Я тоже предпочитаю раннее утро – это очень важно для хороших фотографий(свет,количество людей).

  4. Дмитрий

    >монумент Папы Александра VII
    Это материал – сицилийский мрамор 🙂
    Специально после ваших записок спросил на месте. 🙂
    а так спасибо, много интересного посмотрел, и воспользовался советами.

    >> Катрин: Спасибо, интересно было узнать!