Andreev.org: Фотодневники путешествий

Кентукки: национальный парк “Мамонтовы пещеры”

Рассказ о том, как мы были земляными сурками.

Я, конечно, раньше предполагала, что мы немного сумасшедшие, и вот это подтвердилось – мы отправились в Мамонтовы пещеры в штате Кентукки. Хотя все начиналось более, чем прозаически. Просто давно хотели посмотреть на самую протяженную в мире систему пещер (более 350 миль под землей), и наконец решились.

Мемфис, Теннеси - Mammoth Cave NP, Кентукки

 

Пещеры расположены в национальном парке Mammoth Cave National Park, в центральной части Кентукки. По ним проводятся туры различной степени сложности. Но что может быть скучнее, чем ходить за экскурсоводом целым стадом из 30-100 человек по протоптанным дорожкам? Нет, решили мы, это не для нас, и выбрали самый сложный тур из предлагаемых – Wild Cave (Дикие пещеры). Хотели сразу через интернет купить билеты ($35/each), но оказалось, что они все проданы до декабря (планировали поездку сначала на октябрь). Ничего не оставалось сделать, как только зарезервировать два последних места в группе из 10 человек, отправлявшихся в тур 17 декабря.

Тур занимал примерно 6 часов, за которые предстояло пройти (ха-ха, не пройти, а проползти на пузе) 5 миль. Обязательно нужно быть в обуви, закрывающей лодыжку; иметь при себе наколенники (а ещё лучше – защиту на запястья); твердый шлем-каску с фонарем (который пригодился мне несчетное количество раз). Впрочем, шлем и наколенники можно было арендовать у гидов (бесплатно, при наличии билета на тур).

 

В нашей группе гидов было двое – Джон и Джонни, отличные веселые ребята, подтянутые и мускулистые. И это неспроста – чтобы отправиться в Wild Cave тур нужно быть в превосходной физической форме; и к тому же, иметь объем туловища в самой широкой части не более 42 дюймов (106 см). Вот где пригодились наши регулярные занятия в спортклубе. С собой можно было взять ланч и бутылку с водой, но лучше этого не делать, т.к. рюкзак будет мешать, и очень сильно. Илья ещё взял фотоаппарат, который тоже мешал. В следующий раз будем умнее.
Кстати, перед туром мы запостили сообщение в ньюсгруппу russian.z1 – как фотографировать в полной темноте. И в числе прочих ответов встречались и такие: возьмите штатив 🙂 Мда, хотела бы я посмотреть на человека, который сумел бы протащить с собой штатив в те дыры и лазы, где мы побывали.

Из Мемфиса до Мамонтовых пещер примерно 4 часа езды. Мы выехали в субботу поздно вечером с расчетом переночевать в отеле, чтобы прямо с утра отправиться в тур, не тратя время на дорогу. Была очень плохая погода; сильный дождь шел не переставая, застилая и интерстейт и ветровое стекло. В штате Кентукки появился снег, лежащий на скалах, через которые и пробита дорога. Очень живописное место – сколько раз здесь ездили, и все равно не перестаешь восхищаться. Приехали около 12 ночи, остановились на ночлег в городе Сave City, совсем недалеко от пещер.
Народа было мало – не сезон, и очень хорошо. Утром облачились в пещерное обмундирование и поехали на встречу с неизведанным.

Нашли инфо-центр довольно быстро, забрали билеты, и принялись ожидать начало тура, который был назначен на 10 утра. Подтягивались люди, в основном мужчины; в группе оказалось всего две дамы, включая меня. Все производили впечатление бывалых и спортивных, кроме одного мужчины с небольшим пивным брюшком (бррр…).

Ровно в 10 приехали гиды; они провели разъяснительную беседу, т.к. среди нас оказалось только двое людей, кто уже проходил этот маршрут. На гидах были комбинезоны серо-зеленого цвета, идеальная одежда для тура такой степени сложности. Затем мы пошли получать каски-шлемы-фонари-наколенники-перчатки; нас научили пользоваться всем этим добром, и только убедившись, что все всё поняли, разрешили посадку в шаттл. На шаттле ехали минут десять, и вышли в лесу перед небольшим входом в грот.

В цепочке по одному долго спускались вниз, пока не встретили знак, показывающий, что мы находимся на глубине 230 футов (70 метров) под уровнем земли. Затем прошли небольшой отрезок по утоптанной дорожке, где обычно ходят нормальные экскурсанты, и тут Джон говорит:

– А куда это вы идете? У нас не Walking tour, поэтому прошу свернуть вот сюда, – и показывает на отверстие в земле в стороне от дороги, где уже удобно примостился на каменной плите Джонни.

Мы устроили привал, и гиды предложили познакомиться, рассказать кто откуда, и запомнить лица товарищей на всякий случай. Услышав, что мы из Мемфиса, Джонни сразу сказал, что мы приняты в команду, т.к. он большой поклонник Грейсленда и Элвиса Пресли. Двое были из Чикаго, двое из Атланты, остальные местные. Уже во время лазанья, когда было особенно трудно, кто-нибудь шутил: и стоило вам ехать через весь земной шар, чтобы сгинуть в этой проклятой горе?

После того, как все познакомились, начали спуск в лаз. Это оказалось не трудно, но растяжка пригодилась – ведь никаких ступеней нет, просто камни, расположенные хаотически, до которых приходилось тянуться ногой изо всех сил. Прыгать нельзя, об этом сразу предупреждают – можно сорваться (а внизу пропасть) или вызвать обвал. Справившись с первым препятствием, двинулись дальше.

Сначала шли просто согнувшись, затем потолок стал стремительно приближаться к полу – пришлось идти на корточках; скорость сразу упала, и стало понятно, почему на 5 мильный путь дается 6 часов, а то и больше. Затем стало сложно идти уже на корточках, поползли на коленях; вот где пригодились наколенники и перчатки, но ужасно мешал рюкзак. Дальше – больше: между полом и потолком осталось не более 40 см, пришлось снять рюкзак и толкать перед собой, а самой ползти на животе по-пластунски. Клаустрофобией я не страдаю, но временами сердце сжималось, когда я представляла себя здесь одной, без света; наверное, слишком развитое воображение давало о себе знать.

Не знаю, сколько я так ползла, но вот впереди появилась стена – все, тупик, где же остальные? И тут слышу голос откуда-то сверху: “Просовывай рюкзак, а потом сама”. Я подняла голову, и увидела небольшое отверстие, не больше 28 см в диаметре. Но делать нечего, я – четвертая в связке, за мной ещё люди есть. Кое-как пропихнув рюкзак, полезла сама. И ведь не встанешь на ноги, и даже на корточки, приходилось просовываться из положения лежа. Голова в каске прошла, хотя и приходилось ею вертеть, чтобы огибать острые камни, торчащие из стен и без того узкого лаза. Далее – плечи, тоже прошли, я уже могла видеть трех человек, пролезших до меня, включая Илью.

Извиваясь под одобрительные возгласы: “Twirl, twirl, shake, shake”, я очутилась на следующем уровне пещеры. Отошла в сторону, чтобы не мешать остальным. Было жарко и душно, но присутствовала и радость – я смогла пролезть через этот лаз. В команде стало меньше на одного человека – дядечка с пивным брюшком не смог втиснуться в лаз; второй гид провел его другим путем, сказав, что этот лаз был своеобразным тестом – пролезешь, значит можно двигаться дальше, т.к. остальные лазы ещё меньше, и обходных путей у них нет. Дядечка был расстроен, сказал, что специально мерил себя дома, вышло ровно 41 дюйм в диаметре, а нет, не пролез. Ему предложили присоединиться к другой экскурсии, которая вскоре должна была пройти мимо этого места.

Мы устроили привал, дружно галдя и делясь впечатлениями. Через десять минут двинулись дальше.
Джонни указал на узкий лаз в стене и сказал, что тот называется легко и просто: hell, т.е. ад. Веселенькое начало. Длина местного hell’a составляла примерно 30 футов (9 метров), но позже оказалось, что Джонни умышленно соврал, занизив расстояние примерно в три раза; реальная длина этого лаза равнялась 30 метрам.

Я сняла рюкзак и ринулась в hell. Расстояние от пола до потолка было 35 см. Если хотелось поднять голову – сразу же стукалась каской о потолок. Приходилось смотреть в пол; руками взбивалась ужасная коричневая пыль – она щекотала и забивала нос. К тому же, воздуха стало не хватать. Ползущий за мной сказал, что весь воздух забрали с собой те, кто прополз перед нами. Смешно, но от этого не легче.

Если бы не рюкзак с питьем! Он совсем маленький, но в тот момент казался мне невероятно тяжелым. Так я и продвигалась: толкнув рюкзак вперед уже уставшими руками, подтянув тело и толкаясь ногами. Пол в этом адском месте весь утыкан небольшими, но острыми выступами. Когда было невмоготу, говорила идущему за мной, что устраиваю короткий отдых; он передавал это дальше по цепочке. Минуты две мы отдыхали, и снова продолжали наше испытание.
Ну вот и стена; как я уже знала – выход наверху. Но какой это был выход! 9 дюймов (23 см). Я просунула кое-как неподъемный рюкзак (а в нем всего лишь пол-литровая бутылка воды и пара бутербродов), и полезла сама. С первого раза не получилось – не прошли плечи. Я вернулась вниз, отдышалась, и повторила попытку. Голова пролезла, хорошо, теперь самое трудное – втянув в себя все что можно, я резко рванула вверх. Ура! Получилось. Подтянуть колени, ноги – и я на следующем уровне пещеры. Какое это было блаженство – встать во весь рост и размяться.

 

Сидящий прямо перед лазом Джонни хвалил всех вылезающих, но не помогал – тянуть человека нельзя, можно запросто повредить позвоночник. Я сидела и смотрела на эту дыру – ну неужели мы в неё пролезли? Казалось, что и кошка не смогла бы.

Когда пролезала другая дама, гиды решили пошутить – сдвинули небольшую плиту над лазом так, что тот стал совсем крохотным, и Джон сел на плиту сверху. Снизу послышался возглас: “как же тут лезть?”, и несколько неприличных слов. Она пролезала долго, всячески извиваясь, но сумела это сделать. Наградой были аплодисменты. А когда Джон поставил плиту над лазом на место – чуть не накинулась на него с кулаками, но быстро успокоилась, и даже смеялась вместе со всеми.

 

После короткого отдыха подошли к следующему лазу, который назывался “Лаз Кэйтлин”. Кэйтлин – имя женщины, впервые нашедшей этот лаз и преодолевшей его. Гиды сказали, что в лазе есть секрет. Ладно, потом разберемся. Опять пришлось снять рюкзак. Сначала даже можно было ползти на коленях, но затем стало узко и пришлось лечь на живот. Пробирались долго и нудно, в голове была одна мысль: ну, когда же выход. Вскоре он показался, но не наверху как обычно, а по ходу лаза. Диаметром был 10 дюймов, чуть больше, чем предыдущий. Я пролезла без особых проблем, обернулась назад, чтобы посмотреть на лаз с этой стороны, и что это… Выход находился прямо над входом, т.е. мы ползли по кругу! Это и оказался секрет лаза Кэйтлин. Гиды сказали, что эта женщина пролезла через свой лаз в 74 года. Ну и бабуля!

Вот мы и прошли (проползли) половину пути. Нас ожидал 30-минутный отдых, после которого желающие могли отправиться дальше. Таких оказалось только четыре человека. Мы уже были настолько истощенные и усталые, что даже ноги было трудно передвигать. Решили, что попробуем в другой раз.
Вся группа вышла на обычную экскурсионную дорогу, и пошли по ней до зоны отдыха, которая так же располагалась под землей. Там был и обычный туалет, а не биокабинки, как мы думали; и даже прилавок, где можно было купить ланч. И зачем, спрашивается, мы все тащили с собой?

Люди развалились на скамейках – чумазые, все в коричневой пыли и земле, кое-кто даже порвал куртку, но лица… Такого довольного выражения на лицах я не видела очень давно. Джон и Джонни сказали, что скоро здесь пройдет экскурсионная группа, к которой мы можем присоединиться (бесплатно).
Так и получилось; нас познакомили с новым гидом и передали в его надежные руки. Люди из этой группы сразу подошли к нам с вопросами: действительно ли так сложно пройти wild cave тур? И мы рассказывали, как пробирались по адскому лазу, как влезали в 9-дюймовое отверстие и т.д. Одна полная дама сказала грустным голосом, что ей уже не удастся попробовать пройти этот тур, так хоть послушает очевидцев. Было приятно ощущать себя сделавшими что-то экстраординарное.

Далее 3 часа мы ходили с экскурсией по пещерам, рассматривали подземные образования, сталактиты и сталагмиты. Пару раз видели насекомых на стенах пещер – без глаз, но с длинными усами. Экскурсовод сказала, что один раз нашли даже креветку, она обитала в небольшом подземном водоеме.

 

В этих пещерах в 1960-х годах были найдены две мумии индейцев, одна из которых была выставлена на обозрение до 1971-го года; после чего выставлять останки запретили.
Мы много ходили по огромным залам с подсвеченными стенами, все это так и просилось на кинопленку. Говорили, что режиссеры много раз уговаривали администрацию разрешить снимать фильмы в пещерах, предлагали большие деньги, но все напрасно. Это запрещено потому что софиты сильно нагревают воздух, что пагубно бы сказалось на микроклимате.

 

В конце нашей экскурсии пришли на место под названием Frozen Niagara (Замерзшая Ниагара). Очень красиво; сталактиты и сталагмиты здесь продолжают расти, образуя причудливые наросты на стенах, которые красиво подсвечиваются. Трогать их нельзя, т.к. пальцы оставляют жирные следы, и вода уже не может протекать обычным путем, соответственно рост прекращается.

 

Мы были уже почти на поверхности, ощущался свежий воздух. И вот оно – за поворотом яркий солнечный день, белый пушистый снег, приятно поскрипывающий под ногами, и воздух, много воздуха. Волшебное чувство, будто бы выбрался из многолетнего заключения в сырой темнице, хотя нас не было на поверхности всего шесть часов. Шли и не могли надышаться, а перед глазами стояла картина – узкий, пыльный лаз, и пробирающиеся по нему люди…

Шаттл отвез нас обратно на парковку. Мы поблагодарили гидов за интересную экскурсию, а они в свою очередь разрешили нам взять на память каски, в которых мы лазали. Переоделись и отправились домой по знакомому маршруту; к 9 вечера уже были дома в Мемфисе.
В последующие дни все тело ныло и болело, обнаружились многочисленные синяки; но никакого сожаления о путешествии нет, ведь мы немного сумасшедшие. 🙂

 

Катерина Андреева.
Мемфис, Теннеси – Мамонтовы пещеры, Кентукки.
Декабрь, 2000

Фотографии:

Мамонтовы пещеры

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *