Andreev.org: Фотодневники путешествий

Колорадо: Меса-Верде. Фоторепортаж

Для всех знакомых с испанским языком, не составит большого труда перевести выражение “mesa verde” как “зелёный стол”. Но всё же это буквальный перевод. На самом деле имеется в виду “зелёное плато” – именно так в 18-м веке испанцы прозвали обширное нагорье на территории современного штата Колорадо, открытое во время поисков сухопутного пути к Тихому океану. Как известно, юго-запад США славится своими красно-оранжевыми оттенками в ландшафте, поэтому не удивительно, что внезапно возникший перед взглядом европейцев зелёный хвойный лес моментально привлёк внимание.

 

Хотя в нашем случае, правильнее было бы назвать место “mesa blanca” (“белое плато”), так как всё вокруг покрывал свежий рождественский снежок. На въезде в парк заплатили $10, и получив по обыкновению карту местности (набралась уже коллекция, однако!), неспешно поползли в горы на трейлере, сильно качающимся под порывами бокового ветра.

 

Ради Меса-Верде мы дали небольшой крюк, выехав за пределы маршрута по Нью-Мексико, а всё ради того, чтобы посмотреть на необычное, “подскальное” жильё древних индейцев. Города в скале обнаружили в 19-м веке местные ковбои, во время поисков отбившихся от стада коров. Исследуя территорию на протяжение нескольких месяцев, они отыскали в общей сложности 182 поселения в скалах. Найденные предметы обихода ковбои продавали в музеи и частным коллекционерам.

 

Несмотря на обширные раскопки, учёным не удалось узнать многого о людях, обитавших в этих городах. Известно, что поселились они здесь в 6-м веке, и жили-поживали на протяжении 700 лет, после чего внезапно покинули территорию (предположительно из-за засухи). Археологи назвали народ “анасази”, что на языке индейцев Навахо означает “предки”.

Анасази застряли в каменном веке, металл им был незнаком. Летом они разводили огонь только для приготовления пищи, а зимой костры горели круглосуточно. До сих пор покрытые копотью стены и потолки напоминают о холодах, в которых люди жили по полгода.

 

Все ненужное – объедки, обноски, рухлядь – попросту выбрасывали из окон на склоны скал. Постепенно на дне каньона накопился обильный культурный слой, из которого, в основном, и собрана богатейшая археологическая коллекция местного музея. Так сказать, “one person’s trash is another treasure” – поговорка в действии. Когда будете в следующий раз выбрасывать дырявые носки, представьте, что лет через 500 они могут красоваться под стеклом на почётном месте в коллекции какого-нибудь энтузиаста-исследователя “древнего” 21-го века 🙂

 

Анасази не оставили письменных свидетельств своего пребывания, поэтому представления об их образе жизни сопоставляются с аналогичными поселениями того же времени. Ниши в скалах давали защиту от непогоды: летом там было прохладно, а зимой не так холодно, как на открытом всем ветрам нагорье. По деревянным лестницам, нависающим над пропастью, индейцы выбирались из домов на плато, к огородам и кукурузным полям.

 

Домашней работой обитатели занимались в основном на улице, в небольших, огороженных каменной стенкой двориках, примыкавших к комнатам. Женщины плели корзины и сандалии, пряли, шили узорные одеяла, делали керамическую посуду. В глиняных кувшинах на зиму заготавливали кукурузу, бобы, копчёное мясо, ягоды, орехи, желуди и высушенные цветы, служившие пряностями. А мужчины делали из камня и кости различные инструменты – ножи, топоры, шила, скребки. Охотники били оленей, диких индеек, кроликов, белок, чьи шкуры, перья и мех шли на зимнюю одежду.

 

 

Но это так сказать, “старая”, первоначальная версия. По современным представлениям, основанным на более детальных раскопках, считается, что индейцы жили на самом плато в землянках, а в нишах под скалами у них были устроены склады провианта и круглые церемониальные строения (кивы) для религиозных обрядов.
Стены зданий анасази делали из местного серо-желтого песчаника, из которого вырезали блоки размером с современный кирпич, после чего скрепляли их размоченной в воде глиной.

 

На данный момент, многими “подскальными дворцами” можно любоваться только издалека, с противоположного края каньона. Но есть и такие, куда разрешено спускаться с гидом или даже самому. И если в пиковый сезон записываться на поход с гидом приходится загодя, то в декабре проблем с местами в группе не было, и мы с удовольствием прогулялись к “Spruce tree house” в компании весёлого и знающего рейнджера.

 

Интерьер реконструированной кивы:

 

Вид из-под скалы. Надо сказать, не очень-то приятно находиться под хлипким каменным козырьком.

 

Самый молодой участник в группе 🙂 Древние индейцы ей были по барабану, зато обычная сосулька произвела настоящий фурор 🙂

 

Закончив осмотр всех открытых и расчищенных от снега мест, мы вновь оказались в тепле и уюте дома-на-колёсах, и взяли обратный курс на Нью-Мексико.

 

Место съемки: национальный парк Меса-Верде, Колорадо (США).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

11 thoughts on “Колорадо: Меса-Верде. Фоторепортаж

  1. Masha

    Катерина, здравствуйте!
    Я всегда с большим удовольствием читаю ваши отчеты о путешествиях. Мы тоже были в Меза Верде в 2011, только в мае, и это было страшно интересно. Кстати, там недалеко еще одно потрясающее место – Чако Канион (Chaco Canyon), где находятся поселения древних, но не скальные, а построенные из камней, вроде Мачу Пикчу.
    Хотелось бы поправить одну неточность: анасази означает древние враги на языке навахо, поэтому современные потомки, индейцы пуэбло, требуют нынче, чтобы от этого имени отказались, и называли ancient pueblo people.
    Спасибо за прекрасные фото.
    Маша

    >> Катрин: Маша, привет!
    Про перевод “анасази” я читала, даже осилила какую-то научную статью, но мне не совсем по душе то, что мол индейцы “требуют” этого в рамках политкорректности (как указывалось в статье). Да и сами они, похоже, уже порядком запутались с этими названиями. Вот что wiki пишет:

    “Термин «анасази» пуэбло считают неприемлемым; на языке навахо слово anaasazi (anaa- «враг», sazi- «предок») означает «древний враг». Его впервые предложил в конце 19 в. Ричард Уэзерил, владевший языком навахо, и термин закрепился в археологической терминологии в системе классификации Пекос в 1927 г.
    В настоящее время пуэбло выступают против термина «анасази», а навахо – против термина «древние пуэбло», или «предки пуэбло» (ancestral Pueblo).”

    Так что тут как ни напиши, всё равно кому-нибудь из них да не понравится 🙂 Пока решила оставить как есть, а там посмотрим.

    Спасибо за комментарий!

  2. Татьяна

    Катюша, даже не если не знать, что это милое создание Ваша крошка, глазки выдадут….Ну оооочень мамины!

    >> Катрин: 🙂 Спасибо!

  3. Оксана

    Катюша, здравствуйте. Вы бывали в Каппадокии – район Турции? Оч.красивое и интереное место c вулканическими ландшафтами, пещерными монастырями и поселениями , подземными городами.

    >> Катрин: Оксана, нет к сожалению. Я была в Турции (оочень давно, еще в прошлом веке :), но в других местах. Сейчас пойду про Каппадокию погуглю, спасибо за наводку.

  4. Atlanta Travel

    >>Найденные предметы обихода ковбои продавали в музеи и частным коллекционерам.

    Предприимчивые ребята! -)

    >> Катрин: Хочешь жить – умей вертеться 🙂

  5. Хозяйка медной горы

    Очень интересно, спасибо! Эти же анасази (некоторые источники говорят, что слово означает “древних врагов” или “врагов предков”, и что вообще так ошибочно (?) называли пуэблонцев враждующие с ними племена) жили в таких же горных поселениях и в Нью-Мексико – там, где сейчас находится Bandelier National Park. Про них там пишут, что они снимались с места, полностью использовав природные ресурсы в близлежащей округе. Т.е. они не только не были знакомы с металлом, а и с ведением сельского хозяйства.

  6. vl_malyshev

    Хороший репортаж и место очень интересное. Вообще, есть предположение, что Меса-Верде – это легендарная прародина великих цивилизаций Древней Америки – ольмеков, майя и др., которую они называли Семь Пещер.