Живут на Большом Каймановом острове, что в Карибском море, игуаны. Ну и что, спросит читатель, мало ли игуан на свете?! Вон их даже модно сейчас держать в качестве домашних животных. Да, но эти не простые. Эти – голубые.
Blue iguana – редкий вид ящериц из рода Циклуры (Cyclura lewisi) – эндемик острова, не встречается больше нигде, и к сожалению, относится к вымирающим видам. В начале нулевых годов их оставалось всего три (!) штуки, и всё шло к тому, что Земля с минуты на минуту не досчитается очередной животинки. Однако, в дело вмешался знаменитый Фонд охраны дикой природы имени Даррелла, о деятельности которого многие читали в книгах самого Джеральда Даррелла (“Джерсийский трест”). Благодаря проведенной работе, в заповеднике на острове проживает уже несколько сотен игуан, выращенных в неволе. Полное вымирание в дикой природе, которое голубой циклуре предсказывали к началу XXI века, похоже, не состоится.
Согласно одной из теорий, эти рептилии появились на острове благодаря кубинской игуане (родственный вид; разошлись от общего предка около трех миллионов лет назад), которая будучи беременной, оказалась после шторма на чужой для неё земле. Выделившись в отдельный вид, голубые циклуры заселили весь остров, выбрав для жизни открытые каменистые пространства посреди леса или на берегу океана. Прогреваемые солнцем песчаные отмели – прекрасное место для инкубатора: именно здесь каждый год, с июня по июль, самки выкапывают полуметровые ямы, куда откладывают яйца.
Знатный педикюр:
Кстати, ярко-синими игуаны становятся только в присутствии других игуан, особенно самцы. А так, предпочитают оставаться нейтрального серо-голубого цвета. Представляете, какая удобная способность! Вот приходишь, к примеру, на вечеринку в новом платье от крутого кутюрье, а навстречу тебе – такое же платье. А ты – бац! – и становишься серо-буро-малиновой в крапинку. Конфуз исчерпан, все довольны 🙂
Но вернемся к нашим ящерицам. Они довольно крупные, весят до 14 кг, а в длину достигают полутора метров. Глаза очень интересные – радужная оболочка золотая, а склера – ярко-красная, будто налитая кровью. Также, у голубых игуан есть интересный фотосенсорный орган на вершине головы (маленький голубой кружок с серой “пимпочкой” внутри), то бишь третий, или теменной глаз. Этот “глаз” не работает, как нормальный, так как имеет лишь рудиментарную сетчатку и хрусталик, и, следовательно, не может сформировать изображение. Однако, он чувствителен к световым изменениям (светлое-темное), и реагирует на движение.
Сколько голубые циклуры живут в дикой природе неизвестно, но предполагается, что несколько десятилетий. Известен случай, когда американский натуралист Томпсон поймал голубую игуану, позже названную “Годзилла”, на Большом Каймане в 1950 году. В 1990-м году рептилия была продана техасскому селекционеру, который пожертвовал её через семь лет в местный зоопарк, где “Годзилла” скончалась от старости в 2004-м году. Таким образом, возраст ящера оценивается в 69 лет, 54 года из которых он провел в неволе.
Так, а причем же здесь Королева? Голубой игуане – голубая кровь 🙂 Дело в том, что большинство циклур сейчас живут на территории ботанического сада, который Её Королевское Величество Королева Елизавета II открыла на Большом Каймане (заморская территория Великобритании) в 1994 году. Именно этот сад стал целью нашего посещения во время дневной круизной стоянки.
Прямо в порту взяли машину ($70 с 10 утра и до 5 вечера; еще $7,50 за разрешение водить на Кайманах), и через час уже были на месте. Да, дорожное движение левостороннее, как в Англии, но оказалось, что привыкаешь моментально, и только круговые развязки вводили в некий ступор (проходятся по часовой стрелке).
Мы немного волновались, удастся ли увидеть голубых циклур на свободном выпасе – не зоопарк всё же, но, когда заметили прямо на парковке знаки “Check for sleeping iguanas under your wheels!”, сомнения развеялись. Если уж они и среди машин ползают, то в самом саду и подавно. Билеты ($10 за взрослого; маленькие дети – бесплатно) нам продал человек по фамилии, прости Господи, Ебанкс. Проверяла билеты женщина под той же фамилией. И в сувенирной лавке работала тоже девушка “Е”. Родственники они, что ли? Как оказалось, это самая распространенная фамилия на Каймановых островах, что-то вроде вьетнамских “нгуенов”.
Восстановленный традиционный деревянный дом, принадлежавший ранее местному жителю Джулиусу Ранкину. Вокруг разбит песочный сад с характерными декоративными растениями, которые можно было найти рядом с подобными домами на Большом Каймане в начале 20-го века. Тропинка к дому украшена раковинами моллюсков. За домом – уличная кухня-кабуз, сад с плодовыми деревьями и посадки лекарственных растений.
Коралловый гибискус:
Акалифа щетинистая (Acalypha hispida), известная так же как “Кошачий (лисий) хвост”. Как и все молочаи, имеет ядовитый сок.
На момент открытия ботанического сада, только тропа под названием “Woodland trail” была завершена. Остальное уже достраивалось и планировалось в последующие годы. Сейчас территория сада поделена на зоны, где растения подобраны не только по видам, но и по цвету. Например, в секции “The Floral Color Garden” явно прослеживаются переходы от розового к красному, а затем – к оранжевому, желтому, белому, голубому, фиолетовому, и наконец – к лавандовому.
Адениум толстый (Adenium obesum) на входе в “The Floral Color Garden”:
Цветок Иксора (Ixora coccinea), или “Огонь джунглей” часто называют среди самых красивых цветов мира. Размером с хороший грейпфрут:
Хорошо нам известные по гавайским путешествиям пушистые цветы Охии Леуа (Metrosideros polymorpha). В связи в этими цветами существует следующая легенда.
Охия и Леуа были двумя молодыми влюбленными. Гавайская богиня вулканов Пеле влюбилась в Охия, и предложила ему себя, но тот отклонил намерения богини. Тогда в порыве ревности, она превратила молодого человека в дерево. Но вскоре, богиня почувствовала себя виноватой, и заодно превратила Леуа в красные цветы на дереве Охия. Разделять этих влюбленных не рекомендуется, а народная примета гласит, что когда срывают цветок с дерева Охия, всегда начинается дождь.
Уж не знаю, насколько правдива эта легенда, но стоило мне поднести руку к цветку, правда без намерения сорвать, а просто потрогать, как на небе что-то подозрительно загромыхало…
Имбирная шишка:
А это уже раскрывшийся цветок красного имбиря в крокодильей пасти 🙂 На территории сада есть два водоема. Один – небольшой прудик с густыми зарослями по берегам. А второй – настоящее озеро, пристанище многих водоплавающих птиц.
Дерево нони (Morinda citrifolia L.). В последнее время, в интернетах наблюдается некоторое помешательство в связи с “исцеляющим от всего” соком плодов нони. Сок этот обычно смешивают с виноградным, потому как больно противный в чистом виде, и продают чуть ли не как лекарство. Кто-то верит, кто-то нет, но на Большом Каймане мы не увидели никакого нони-ажиотажа. Может не сезон.
Вот так, побродив по саду несколько часов, попутно фотографируя голубых игуан, остаток дня провели на пляже Rum point, а там уже басовито загудел корабль, зовя своих пассажиров на борт. Настало время отправляться дальше, к другим островам.
Место съемки: Grand Cayman, Каймановы острова.
Игуаны красотульки!
Хороши голубые игуаны! Прям красотки!
фантастические животные и растения!
Очень интересно и фотографии красивые, спасибо за фоторепортаж.
Блин, я даже не понимаю сколько ж существ обязаны своей жизнью Даррелу. Великий человек.
просто терапевтическое воздействие Вашего поста- спасибо!
Если лопает дохлятину, то укус у него ядовитый… Трупный яд
>> Катрин: Нет такого понятия как “трупный яд” – это тебе любой первокурсник медвуза скажет 😉
Городская легенда, не более.
маленький земной рай.
Как игуаны “разговаривают”? Они шипят?
>> Катрин: Ольга,
насколько я читала, игуаны разговаривают только на языке тела 🙂 Совершенно бессловесная живность.
спасибо! чертовски интересные и обаятельные зверюги)
Ой, как там красиво! Фотографии у вас бесподобные. Я уж молчу, насколько, окрас необычный.
Спасибо за такой познавательный и красивый рассказ.
>> Катрин: Спасибо за отзыв!
То есть ее можно почесать “за ушком”? )
Чем они питаются?
>> Катрин: Как обычно – листья и траву едят, реже – насекомых или даже дохлых птиц. На счет “почесать” думаю, что не стоит. Когда снимала того игуанадона с первой фотографии, подползла к нему метра на два – так работник сада мне в спину шептал, что мол, мадама, сдай чуток назад, а то сейчас цапнет. Поверила 🙂
Наоборот. Подъезжаешь иногда к парковке, там игуана лежит и никуда уходить не собирается. Приходится искать другое место, чтобы не тревожить редкую животину 🙂
Эти игуаны не агрессивны?