Andreev.org: Фотодневники путешествий

Золотое кольцо России: Питер – Новгород – Торжок – Тверь

Содержание:

Часть 1-я: Приезд в Питер; первые впечатления; небольшой обзор ресторанов
Часть 2-я: Золотое Кольцо: Питер – Новгород – Торжок – Тверь
Часть 3-я: Золотое Кольцо: Сергиев Посад – Владимир
Часть 4-я: Золотое Кольцо: Суздаль – Юрьев-Польский – Александров – Новгород – Питер

Часть 2-я. Маршрут: Питер – Новгород – Вышний Волочек – Торжок – Тверь.

Утром собрались как всегда быстро, и через полчаса уже усаживались в Рено. Так как нам предстояло путешествовать, в основном, по Московской области, накануне был куплен атлас автодорог Московского региона (ISBN 5170143389). Атлас очень понравился четко организованными картами и подробностями. Обозначены были не только автозаправки, кафе, исторические достопримечательности и церкви в населенных пунктах, но и посты ДПС. В российских реалиях на выезде и въезде в города и области происходит фейс-контроль. Останавливаться не надо, просто ползти со скоростью 5 км/ч, давая сотрудникам милиции возможность разглядеть всех присутствующих в машине.

 

Первый отрезок Питер – Новгород занял у нас около трех часов. Из Питера выехали по Московскому проспекту, плавно перетекшему в магистраль Е105. Трасса гордо именуется “Россия”, местами даже разделена лесополосой. Но, в основном, машины мчат в противоположные стороны ничем не защищенные друг от друга. Не даром самые опасные аварии на трассе – лобовые столкновения. Поэтому, при первой возможности мы старались смещаться вправо. Поначалу ехать было страшновато: толпы грузовиков, постоянные обгоны по встречке как в ту, так и в другую сторону. При обгоне у народа принято включать левый поворотник, и оставлять его до самого завершения маневра. Грузовики тоже гоняли не по-детски, но самое плохое в этом было – ядовитые выхлопы. У некоторых хоть вверх, но у большинства – прямо в лицо. Совершенно не понятно, как такие машины прошли техосмотр. Но, судя по их количеству, лазейка была.

Сама идея отправиться на арендованной машине в путешествие, причем людям, ни разу не водившим в России, показалась окружающим просто безумием. Да и у меня были кое-какие сомнения в правильности нашего решения под воздействием киночернухи 90-х. Казалось, что на трассе кишат джипы-чероки, набитые бандитами, отлавливающие и грабящие проезжающих. Но мы оба терпеть не можем организованные экскурсии и поездки в группах, считая, что нет ничего лучше свободы передвижения и независимости от других людей. Да и опыт автомобильных путешествий имелся, пусть набранный в других странах, но с поправкой на русскую экзотику должен был сработать. Бандитов не наблюдалось; по трассе неслись, в основном, грузовики, Мерседесы и Ауди. Со скоростью 140 км/ч мы плелись где-то в середине общего потока.

Кстати, народ не любит ездить стайками, как допустим практикуется в Штатах, особенно при ночном вождении. Начинают нервничать и замедляться, никому не охота платить штраф “за того парня”. Это вполне объяснимо, т.к. машина останавливается взмахом палочки с приглашением на обочину, а не ловится в процессе движения. Сначала мы резко сбавляли газ, увидев на встречной или в зеркале заднего вида машину ГАИ. Но они спокойно проскакивали мимо, хоть мы и ехали со скоростью, превышающей разрешенную. Опасаться надо статичных засад. Они ни за кем не гоняются, но только попробуй не остановиться. За все время путешествия мы пообщались с гашниками три раза, два на пути туда, и один раз обратно. Гаишники иностранным правам совсем не удивлялись, было очевидно, что для них это не в новинку. Один сразу спросил про перевод (документ от “ААА”), полистал, и отпустил с миром.

Трасса Е105: отрезок Питер - Новгород

 

А тем временем мы приближались к Новгороду (от Питера 188 км). Качество дороги стало похуже, появились дыры в асфальте. Заплатки стыдливо маскируются за красивым словом “колейность”, т.е. на покрытии действительно просматривается колея. В Новгороде мы хотели провести несколько часов, отдохнуть от дороги, прогуляться по белокаменному Кремлю, и пообедать в ресторане “Детинец”. По маленькой карте Новгорода в атласе было довольно трудно ориентироваться, полагались, в основном, на здравый смысл. Держать путь надо к реке Волхов, на берегу которой и располагается Кремлевская территория.

Новгород традиционно ассоциировался у меня с авто- и железнодорожным вокзалом. Каждое лето мама отправляла меня из Ленинграда в Старую Руссу, к бабушке. В пути автобус делал три остановки: в Чудово (где производили спички), на вокзале в Новгороде, и затем через полтора часа в окрестностях какой-то деревни, название которой уже выветрилось у меня из головы. Самое удивительное, что никакого желания познакомиться с Новгородом не возникало. Я знала, что где-то там слева от вокзала есть Кремль и река Волхов, но вот чтобы сходить туда на экскурсию, такого не было. Осознание потерянного пришло гораздо позже, годам к 14. Ну а попасть в Новгород с экскурсионной целью удалось только через полтора десятка лет, и уже приехав из Америки 🙂

 

Заметив парковку с туристическими автобусами недалеко от кирпичных стен Новгородского Кремля, мы оставили Рено там же, в уголке под деревом, и направились к воротам.

 

Весь путь проходит через торговые ряды с изделиями местных самоделкиных: лаптей, шкатулок из бересты, деревянных лакированных ложек-поварешек, тарелок, расписных досок, и даже икон. Чуть поодаль художники продают свои картины, разложив их прямо на газоне.

 

Сразу за воротами обращает на себя внимание мемориальный комплекс; вечный огонь славы всегда окружен свежими цветами. Далее дорожка бежит через центр Кремля и выводит к громадному бронзовому памятнику “Тысячелетие России”, мимо которого просто невозможно пройти. По периметру его струится надпись: “Свершившемуся тысячелетию Российского государства в … лета 1862”. Именно в этом году по “норманнской теории” исполнилось 1000 лет России.

 

А всё началось с варяга Рюрика, которого пригласили править в Новгород, и которого русские цари и князья считали родоначальником княжеской династии. “Норманнскую теорию” поддерживали и известные историко-географы Карамзин и Татищев, а противником выступал Ломоносов. В советское время считалось доказанным, что государство восточных славян возникло самобытным путем. Но в 19-м веке народную легенду о призвании варягов решили увековечить в памятнике, пустив на его строительство 500 тысяч рублей.

 

В барельефах монумента отражено шесть главнейших эпох истории Русского государства (с точки зрения монархии): основание в 862 году; введение христианства на Руси в 989 году; начало изгнания татар в 1380-м году (Дмитрий Донской); объединение Российского государства в 1491-м году (Иван III); восстановление единодержавия в 1613-м году (Михаил Федорович); образование Российской империи в 1721-м году (Петр Первый). Не больше и не меньше. Очень интересное место.

 

Напротив памятника, за цветущими яблонями и кустами сирени, возвышался белокаменный Софийский собор – цель нашего посещения. Характерная его особенность – стены без узоров и изысканных украшений, которые с точки зрения новгородцев были ни к чему. Соборный храм стал символом города и освящен, как и Киевский, во имя святой Софии, Премудрости Божией. Самый первый храм был деревянным, но в 11-м веке князь Владимир Ярославович воздвигнул каменный. Для этого пришлось приглашать киевских мастеров; в то время в Новгороде каменного строительства не знали.

 

За прошедшие сотни лет собор много раз перестраивался, был даже розового цвета из-за кирпичной мозаики, но до сих пор в нем угадывается та самая, древняя София. Храм производит очень сильное впечатление, как снаружи, так и внутри, куда можно заходить совершенно свободно. Постояв и посмотрев службу, мы снова вышли в яблоневый сад, окружающий храм.

 

Если двигаться по прямой от входа, то вскоре можно выйти прямо на левый берег реки Волхов. Та сторона, где Кремль (“Детинец”; от слова “дитё”, “отпрыск”), называется Софийской.

 

А противоположная – Ярославово дворище (Торговая сторона) – комплекс храмов 12-16 веков. Берега Волхова здесь соединены пешеходным мостом. Виды на реку, пляж, и стены Кремля открываются просто фантастические.

 

 

Мы снова вернулись в Кремль, прогулялись по периметру вдоль внешней стены, минуя одну за другой 5 башен: Дворцовую, Спасскую, Княжну, Кокуй и Покровскую.

 

В этой последней находился ресторан “Детинец”, о котором в Питере не слышал разве что ленивый. Еще мой отец когда-то вспоминал о том, что на выпускной вечер в 60-х годах, они всем классом ездили в “Детинец”. Кухня с тех пор претерпела мало изменений; блюда по-прежнему готовятся по старинным русским рецептам и технологиям. Обеденная зала находится наверху в башне, куда ведет крутая винтовая лестница. Ресторан очень популярен еще и среди иностранцев, поэтому уединенно отобедать не получится. С животными, естественно, нельзя, пришлось оставить нашего сопровождающего пса гардеробщице на первом этаже. Впрочем, ему там вполне понравилось – гладят, чешут, еще и куриную косточку предлагают 🙂

 

Типичные для “Детинца” блюда и напитки: уха по-царски (188 руб.), борщ “Боярский”, котлета “Покровская”, мясо “Посадское”, блинчики с курицей и грибами, медовуха (35 руб.), сбитень, квас. Заказав и того, и другого, и третьего, принялись рассматривать интерьер. Стены не оштукатурены, над окнами низкие перекрытия, в зале довольно темно. На столах горят свечи в высоких подсвечниках, а на стенах – лампы под старину.

 

Блюда принесли в глиняной посуде, супы – в горшочках, с дымком. Готовили довольно долго, но зато можно было быть уверенным, что действительно готовили, а не разогревали в микроволновке. Нам понравилось абсолютно всё, а из напитков больше всего – медовуха, так что заказывали несколько раз. Это слабоалкогольный напиток, традиционно готовится из меда и воды. Сбитень сильно пах корицей, и как позже мы узнали, тоже делался по старинной рецептуре: мед, сахар, гвоздика, корица, имбирь, кардамон, лавровый лист, вода. Ну а про настоящий русский квас я вообще молчу, выше всяких похвал.

 

Кроме того, если погода позволяет, то из “Детинца” выносят столы прямо на лужайку перед рестораном, и ставят между огромных, вековых елей. Пиршество за столами, покрытыми белыми скатертями, да на свежем воздухе сразу напоминает нечто давно забытое, “дворянское”. Чаевых в этом случае следует, конечно, оставить побольше, за “антураж”. Да и в целом на сервис пожаловаться нельзя, всё очень вежливо и предельно корректно. Пообедать таким образом нам удалось на обратной дороге, при повторном посещении Новгорода.

А тем временем, мы уже оказались за стенами Кремля, затолкали бесившегося на лужайке пса на заднее сиденье, и взяли курс на следующую контрольную точку путешествия, город Вышний Волочек.

 

В районе деревни Акуловки увидели дымящиеся самовары на обочине, и деревенских жителей, продающих пироги. Сбылась моя мечта. Когда-то давно я прочитала заметки, в которых описывались придорожные самовары, и с тех пор автопутешествия по России неизменно ассоциировались у меня с этой картиной. Самовары стояли по обе стороны дороги, но зачастую хозяин у нескольких один и тот же. Завидев потенциального клиента с другой стороны, он просто перебегал шоссе с немалым риском для жизни. Горячие домашние пирожки с мясом, капустой, яйцом, грибами и яблоками, лежали в толстых картонных коробках, выстланных изнутри полиэтиленом. Купив по паре пирожков и паре стаканов самоварного чая, мы, удовлетворенно урча, поехали дальше.

 

Трасса Е105 проходит прямо через центр Вышнего Волочка, делая в нем поворот на 90 градусов, на юг. Город очень необычен с точки зрения средних русских городов. Построен на воде и у воды, такая маленькая русская Венеция. Существует с 18-го века, и был назван в связи с процессом “волока” на древнем торговом пути. Груженые товаром баржи доходили по Волге, а затем и по её притоку Тверце до окрестностей города. Там выгружались на берег и волоком перетаскивались на 10-км расстояние, до рек Цна и Мста. Мста изобиловала сорока порогами, самыми опасными из которых считались Боровицкие. Баржи через них не рисковали ходить, и снова все товары волоклись посуху, на этот раз на расстояние 30 км. Этот волок назывался Нижним, ну а тот, в устье Тверцы – Верхним, или Вышним. Затем баржи, наконец, попадали в озеро Ильмень, через Волхов и Ладожское озеро – в Неву, а там уже было рукой подать до Балтийского моря. Можно только догадываться, что претерпевали бедные бурлаки, волоча баржи посуху.
В Вышнем Волочке мы не останавливались, лишь проехав по его светлым улицам через водохранилище и обе реки, и взяли курс на Торжок (70 км).

Трасса Е105: отрезок Вышний Волочек - Торжок

 

Дорога была более-менее нормальной, и изобиловала забавными названиями. Выдропужск (на выезде пост ДПС, фейс-контроль), Дядькино, Агрызково (орфография оригинала), совхоз-колледж “Ясенево”, Бухолово (чем, интересно, там люди любят заниматься) вместе с Бухаловским переездом, Худяково, а через дорогу Толстиково, деревни Мошки и Гусенец, Дубки, Галки и Березки. Было даже село Екатино – вроде Екатеринино слишком длинно, а Катино – слишком просто, вот и нашли промежуточный вариант.

Путь до Торжка очень живописен, по лесам, по холмам. Вдоль обочин у заправок есть мотели; при необходимости можно остановиться и заночевать. С тех пор как повернули на юг, ехать стало гораздо легче, солнце не слепило, а висело где-то сбоку за лесами. Сам старинный Торжок не был целью нашего путешествия. Не доезжая до него 6 километров, есть ответвление к санаторию “Митино” и деревне Прутня на берегу реки Тверцы.

Трасса Е105: отрезок Торжок - Тверь

 

Санаторий “Митино” построен на территории усадьбы князей Львовых. Усадебный дом находится на реставрации, но парк в округе просто великолепен. Объехав санаторий по круговой аллее, мы вскоре выехали к церкви села Прутня, и оставив машину у ограды, зашли в её владения.

 

Вокруг церкви расположено кладбище. Самой знаменитой могилой на нем является могила подруги А.С. Пушкина – Анны Керн. На памятнике выбиты строки поэта: “Я помню чудное мгновенье…” Керн в возрасте 80 лет умерла в Москве. Гроб с её прахом везли по железной дороге, а затем должны были доставить в село Прямухино за Торжком, собственность её второго мужа. Но из-за размытых дорог не смогли этого сделать, и Анну Керн похоронили на сельском погосте в Прутне, у родственников Львовых.

 

Кладбище окружено огромной сиреневой рощей. Тянется она вдоль берегов Тверцы и просто поражает воображение. Никогда мне еще не приходилось видеть целое море сирени в одном месте! Илья утверждает, что роща стоит здесь с незапамятных времен.

 

Река Тверца спокойно несет свои синие воды, огибая небольшие островки, и снова замыкаясь за ними. Берега её покрыты колышущейся травой-муравой, и наш пёс, конечно же, не упустил случая поваляться везде, куда только дотянулся. Воздух в этих местах удивительно чистый и легкий, с тонким ароматом хвои. Не зря же санаторий построили рядом.

 

Время уже близилось к вечеру, мы взяли курс на Тверь, находящуюся в 48 км к юго-востоку от Торжка. Сам город не очень нравится нам обоим, но именно там проживали дальние родственники, беспощадно зазывавшие в гости. Не заехать к ним было равно кровной обиде, но зато мы решили там же и заночевать, сэкономив на гостинице. Родственные подробности опускаю.

 

Часть 1-я   |   Часть 2-я   |   Часть 3-я   |   Часть 4-я

Катерина Андреева.
Хьюстон, США – Санкт-Петербург – Золотое кольцо, Россия
Май, 2005.

Фотографии:

Saint-Petersburg people
Saint-Petersburg 2003
Novgorod & Sergiyev Posad

 

 

 

 

 

 

 

Suzdal & Vladimir
Saint-Petersburg suburbs

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

One thought on “Золотое кольцо России: Питер – Новгород – Торжок – Тверь

  1. Рита

    На могиле Анны Керн была в детстве.С бабушкой на велосипедах ездили.Из Митино виден ее дом.
    Прекрасные воспоминания о Торжке.
    Теперь живу в Израиле.