Andreev.org: Фотодневники путешествий

Золотое кольцо России: Сергиев Посад – Владимир

Содержание:

Часть 1-я: Приезд в Питер; первые впечатления; небольшой обзор ресторанов
Часть 2-я: Золотое Кольцо: Питер – Новгород – Торжок – Тверь
Часть 3-я: Золотое Кольцо: Сергиев Посад – Владимир
Часть 4-я: Золотое Кольцо: Суздаль – Юрьев-Польский – Александров – Новгород – Питер

Часть 3-я. Маршрут: Сергиев Посад – Владимир.

С утра пораньше, купив продуктов в дорогу, и забрав Рено с платной стоянки под окнами дома (50 руб.), мы взяли курс на Клин, 65 км на юг все по той же трассе Е105, к которой теперь прибавился московский номер М10. Где-то с полпути, около села Радченко, шоссе идет прямо вдоль берега Волги, затем пересекает Иваньковское водохранилище, и вливается в Московскую область. На границе областей расположен традиционный пост ДПС, фейс-контроль. Вдоль дороги появилось немыслимое количество заправок, кафе, мотелей; явно сказывалась близость к Москве.

Трасса А108: отрезок Клин - Дмитров

 

Город Клин совсем небольшой, старинный (основан в начале 14-го века), ранее входил в линию тверских городов-крепостей на притоках Волги. Название “Клин” происходит от русского “клин” – земельный надел, лесная полоса, граница. Город расположен в 90 км на север от Москвы и является промежуточной точкой железной дороги Ленинградского направления. Нами Клин использовался только в качестве ориентира; из него планировали попасть на дорогу на Дмитров. Это оказалось нелегким делом, указателей нет, крупной карты в атласе нет. Пришлось обращаться за помощью к местному населению, а то бы в Москву укатили.

 

Из Клина в Дмитров ведет дорога районного масштаба под номером А108. Двигаться нужно строго на восток, 57 км. Поначалу, мы немного опасались сельской дороги, но через несколько километров она побежала так гладко и весело по холмам, что местами даже превышала московскую трассу по качеству. Большие грузовики тоже явно любили этот путь; кроме них других машин не было вообще. Места лесные; часто встречались знаки к санаториям, детским лагерям, садово-приусадебным хозяйствам. Понравилось название одного села: Максимково-Голиково. Мудрёно 🙂
Через некоторое время мы подъехали к каналу имени Москвы, пересекли его, и оказались на левом берегу, в самом Дмитрове. Если въезжать в город с севера, не миновать сразу три поста ДПС, один за другим, в районе железнодорожной станции.

 

Город Дмитров очень древний, основан в 1154 году Юрием Долгоруким, назван по христианскому имени сына князя. Дорога, уходящая на юг в Москву, называется Дмитровское шоссе, имеет по две полосы в каждую сторону, и очень хорошо освещена.

 

В самом Дмитрове полно ясных и четких указателей, без труда читаемых из машины. В целом, очень дружественный к автопутешественникам город. Трасса А108 проходит его насквозь, бежит дальше строго на восток, где в 51 км располагалась цель нашего путешествия в этот день – город Сергиев Посад (Загорск). Мне ни разу не приходилось бывать в тамошних краях, Илья же в детстве бывал там неоднократно.

Трасса А108: отрезок Дмитров - Сергиев Посад

 

Сергиев Посад – центр православия России, где находится место паломничества верующих, Троице-Сергиева Лавра. На территории бывшего СССР существовало четыре Лавры (высший статус для монастырей): в Ленинграде, Киеве, Почаеве и Загорске. Сама Лавра очень гармоничное сооружение, с расположенными в её пределах древними церквями, соборами, музеями и гробницами. Вне зависимости от вашего отношения к религии, Лавра определенно стоит посещения.

 

Сергиев Посад представляет собой город на холмах, со 100 тысячным населением. Даже в советское время Загорск посещало количество туристов во много раз превышающее численность его населения. Историческое имя городу было возвращено лишь в 1991 году. Название Загорск хоть и звучит по-русски красиво, на самом деле было дано в честь некоего революционера Загорского.

 

К Лавре подходит улица Красной Армии. Прямо перед монастырем на Красногорской площади есть платная парковка (открыта не всегда), но вполне реально запарковаться и вдоль узких улочек, в большом количестве отходящих от площади. Машин много, все очень плотненько, но втиснуться можно. Вход в Лавру совершенно свободен, через Святые Ворота. Удивляет огромное количество птиц везде, как на площади и самих воротах, так и на стенах, крестах и куполах соборов.

 

 

Фотографам следует купить право на съемку внутри Лавры (100 рублей). В киоске при этом выдают талончик, который внутри никто не проверяет, так что по идее, можно и без него. Самый неприятный момент: в Успенский собор (тот, который с синими, звездными куполами) и в шикарные Трапезные палаты пускают только с гидом.

 

Его услуги стоят 700 рублей. Эта цена не зависит от количества человек в группе: удалось найти пятерых-семерых – хорошо, нет – всё равно 700 рублей за одного. Как-то странно. Своим ходом в собор нельзя, разве что очень сильно прорываться сквозь охрану. В качестве альтернативы, в киоске просто можно купить путеводитель с подробной картой Лавры (50 руб.) и ходить с ним.

 

Одно из наиболее интересных строений монастыря – это Пятиярусная колокольня (88 метров), на которой установлен самый большой колокол в православном мире, весом около 700 тонн.

 

Но в лучших традициях вход на колокольню закрыт. Внизу в ней устроен “художественный закуток”, торгующий крестами и пасхальными яйцами.

 

Мы зашли на территорию Лавры именно со стороны колокольни; все основные архитектурные памятники предстали как на ладони.

 

 

Слева возвышался Успенский собор с примыкающей к нему усыпальницей Годуновых; за ним виднелись купола Троицкого собора, церкви Преподобного Сергия со зданием трапезной.

 

По периметру Лавру охраняют крепостные стены с башенками, а в самом центре бьет святой источник, всегда окруженный людьми. Люди приходят с пустыми пластиковыми бутылями и контейнерами, и вынуждены отстаивать немалую очередь, прежде чем прикоснуться к источнику.

 

 

Пройдя мимо еще одной огромной очереди из желающих приложиться к мощам святого Сергия Радонежского, хранящихся в Троицком соборе, можно выйти к монастырской ризнице. Попасть на экскурсию внутрь стоит всеми правдами и неправдами, сделать это гораздо легче, если ехать с группой из турфирмы. Подойдя к окошку кассы, мы узнали, что на сегодня все уже продано. Но в этот момент к кассе подошел работник музея и сказал кассиру, что автобус с туристами на ближайший сеанс не приехал, и что можно продавать билеты. Нам осталось только протянуть деньги. На ноги выдали мягкие тапочки; вещи, включая абсолютно всю фототехнику, нужно было оставить у охраны или в гардеробе, в сокровищнице снимать строжайше запрещено. Остается только описать словами всё, что мы там увидели, хотя это и довольно затруднительно сделать.

 

В ризнице хранятся дары со стороны царских и боярских семей, а также драгоценная церковная утварь. В последующие века коллекцию пополнили иконы, старинные манускрипты (доступны для просмотра в большом разрешении на сайте Лавры), исторические документы, и даже предметы мебели. Жемчужиной коллекции считается оклад для знаменитой “Троицы” Рублева, заказанный Борисом Годуновым.
Очень впечатлили старинные плащаницы со все еще видной вышивкой, кубки – чернь по золоту, митрополичьи шапки с вышивкой жемчугом неправильной формы, золотые и серебряные кружки и канделябры. Почему-то именно такие вещи, далекие от совершенства с точки зрения современного человека, и вызвали наибольшее восхищение. Кроме того, в ризнице есть коллекция портретов царственных особ. Благодаря знаниям и опыту гида, часовая экскурсия пролетела совсем незаметно, и мы были, конечно же, очень рады, что сумели хотя бы слегка прикоснуться к русским древностям в Лавре.

 

В целом – впечатления самые положительные, даже несмотря на некоторые нестыковки и непонятные организационные препятствия при посещении. Выйдя из Лавры, оглянулись назад, чтобы еще раз охватить взглядом купола и колокольни: синие с золотыми звездами Успенского, нестерпимо сверкающие золотом на солнце – Троицкого, шпиль самой колокольни, и все это на фоне яркого голубого неба.

 

Попрощавшись с Лаврой, отправились искать где бы пообедать. В одном из переулков, примыкающих к площади, забрели в армянский ресторанчик-подвальчик. Сервис был любезный, но еда просто отвратительная, включая склизкие шашлыки. Даже не буду упоминать название.
Из Сергиево Посада мы выехали все по той же трассе А108, держа путь на юг. Заночевать в этот день планировали в городе Владимире, в 190 км от Москвы. Довольно быстро въехали во Владимирскую область, но скользнули лишь по самому её краю, снова оказавшись в Московской. На этом участке относительно мало населенных пунктов, можно хорошо разогнаться. Конечно, к Владимиру можно проехать напрямик на восток, но слитного шоссе не существует, придется пользоваться паутиной сельских дорог, а это слишком большая потеря времени. Такой маршрут мы решили избрать на обратном пути, а пока мчались 70 км до московской, трехполосной трассы М7. Пусть получился небольшой крюк, но в результате мы приехали еще засветло.

Трасса М7: отрезок Москва - Владимир

 

М7 – очень оживленное шоссе, три полосы проложены только до Малой Дубны (около Орехово-Зуева), потом до самого Владимира сужается до двух. По пути множество постов ДПС, светофоров, пешеходных переходов. Встречные машины постоянно мигали – предупреждали о засадах, чем не раз нас спасали. Въехав (теперь уже совсем) во Владимирскую область, оказались в окрестностях города Покров, знаменитого своей шоколадной фабрикой. На обочинах встречались продавцы её продукции – шоколадных конфет и пряников с вареной сгущенкой. Далее, через 15 км показались Петушки из нелюбимого мной произведения Ерофеева “Москва-Петушки”.

Здесь удалось увидеть процесс самого страшного въезда на скоростное шоссе. Постараюсь объяснить. Занимаются этим, в основном, большие грузовики. Они разгоняются по обочине _встречной_ полосы, и увидев окно в потоке, пересекают две полосы встречки, одновременно перестраиваясь уже в нужный поток. Разделения между потоками, естественно, нет. Такой ужас приходилось видеть несколько раз. Какая реакция должна быть у водителя грузовика, чтобы следить за четырьмя полосами скоростного движения, идущего в разные стороны! А может, как всегда, надеются на “авось” и большой размер машины. Это из той же серии, что и известная шутка-полубыль: “Москва – единственный в мире город, где можно получить удар сзади, когда едешь по встречке”.

Наконец, миновав небольшие ПГТ Лакинск и Юрьевец, мы въехали во Владимир. С севера город окружает объездная дорога, можно минуя закоулки Владимира сразу попасть на шоссе в Суздаль.
Дело было к вечеру, мы стремились заселиться в какую-нибудь гостиничку. Проехав через исторический центр города по Большой Московской, следов ночлега обнаружить не удалось. По улицам ходили компании молодых людей странного вида и девочек в вызывающих одеждах. Заскочив в какой-то магазин за продуктами, ловили на себе неприятные, оценивающие взгляды, со стороны продавщиц в том числе. Последние были из семейства “классическая советская”: взбитые, обесцвеченные волосы, в них кружевная кокарда, такой же передник на необъятной груди, вымазанные голубыми тенями веки, ядовитая розовая помада на губах и выражение лица “как же вы все мне надоели”. Ни в одном другом городе не удалось увидеть подобных экземпляров, прямо как будто в 80-е попали. Я не люблю слово “совок”, но вот что хотите делайте, а для Владимира оно подходило с первого взгляда на 100%.

Слегка обеспокоенные последними обстоятельствами, купили грузинского вина, сока, воды, йогуртов и ром-бабу, и поехали дальше искать гостиницу. Удалось нам это только после пересечения реки Кльязьмы, на берегу которой заметили вывеску “Пансионат “Клязьма”, в 2 км от центра Владимира. Ну пансионат, так пансионат, заодно и экзотично. Раньше же в санатории только по путевкам ездили, не то, что сейчас – можно с улицы прийти. В пансионате был явный не сезон, из всех 140 комнат заняты от силы десяток. Процесс поселения несколько бюрократизирован. Заполнить надо было какие-то бланки и путевки в двух экземплярах, показать паспорт, и конечно заплатить. Комната стоит 590-630 рублей; в эту же цену входит завтрак по количеству поселенцев в номере. В общем, и сервис на $20.

 

Сама комната простецкая, в двумя односпальными кроватями по сторонам, которые мы тут же сдвинули в середину; столом, двумя стульями, и двумя гранеными стаканами на подносе. В ванной комнате душ находится над унитазом, занавески нет, т.е. в процессе мытья мокрым становится всё. Но в принципе, это не было в новинку, хоть и слегка раздражало. Приходилось уже видеть подобные конструкции в некоторых удаленных уголках южной Европы.
Освежившись и глотнув вина, мы завалились спать. В комнате было слегка душновато (ни вентилятора, ни тем более кондиционера); за окном звенели комары, липнущие к стеклам.

Часть 1-я   |   Часть 2-я   |   Часть 3-я   |   Часть 4-я

 

Катерина Андреева.
Хьюстон, США – Санкт-Петербург – Золотое кольцо, Россия
Май, 2005.

 

Фотографии:

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *