Andreev.org: Фотодневники путешествий

Испания: кружева Альгамбры. Фоторепортаж

“Оплакивай, как женщина, то, что не смог защитить, как мужчина!» – сказала мать Боабдилю, последнему правителю Гранады, когда тот сдал город испанцам.

Суровое такое мамо. Мавры сделали свое дело, мавры могут отдыхать. А сделали они не мало, одна Альгамбра чего стоит. Она представляет собой обширный дворцово-парковый комплекс, построенный на 150-метровом лесистом холме Сабика.

 

Слово «Альгамбра» в переводе с арабского означает «красный замок», и, возможно, указывает на цвет кирпичей, из которых выложена стена замка. Однако некоторые согласны с мнением арабских историков, предполагающих, что замок строили ночью при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок. Отсюда якобы и произошло название «Alhambra».

 

Гранада удачно располагалась ровно посередине нашего маршрута по южной Испании, так что не заехать просто не могли. Да где еще с такой легкостью можно было полюбоваться наивысшим достижением мавританской архитектуры, как не там?! Хотя на счет “лёгкости” можно поспорить.


View Larger Map

 

Дело в том, что в день на территорию Альгамбры пропускают 7800 человек. Шесть тысяч билетов продают заранее, оставшиеся 1800 – на входе в окошке с надписью “Venta Directa”. То есть приехав за тридевять земель, многие туристы, бывает, вообще не могут попасть в Альгамбру попросту по причине отсутствия билетов.
Чтобы еще больше усложнить дело, для посещения жемчужины Альгамбры – Дворца Насридов, придуманы 30-минутные промежутки. На вашем билете будет напечатан определенный час, допустим 16:00, как получилось у нас, начиная с которого в течение получаса вы можете попасть во дворец. Ни минутой раньше, ни позже.

Совет тут простой: обязательно купить билеты заранее по интернету (можно за три месяца до поездки), выбрав наиболее удобное время. Забрать их можно прямо перед входом в Альгамбру в специальном автомате (нужна та же карта, которой оплачивали билеты в интернете), или в окошке с надписью “Retirada de Reservas”.

Билеты в Альгамбру >>

Полезные карты >>

 

Наконец, когда все препоны пройдены, остается только гулять по многочисленным аллеям, любуясь садами, фонтанами и водоемами. Главный мотив архитектуры Альгамбры – вода, а это большая роскошь для мавров, жителей знойной и засушливой пустыни. По замыслу архитекторов, вода должна была создавать прохладу и услаждать слух своим журчанием.

 

В садах Generalife растёт самшит, гранатовые деревья, гвоздики и желтофиоль, кустарники – от ив до кипарисов, а также разбит очень красивый розарий между прудов. Сад представляет собой шедевр садоводческого искусства, воссоздавая образы рая из Корана.

 

Но, конечно, основная цель посещения – это Дворец Насридов (Palacio Nazaries), династии мусульманских правителей, владевших Гранадским эмиратом вплоть до того момента, когда Колумб поплыл открывать Америку. Не исключено, что сокровища, полученные в ходе взятия Гранады, пошли и на спонсирование его экспедиции.

Центр композиции всего дворца – Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes) с мраморным водоемом посередине, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника. По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, благодаря чему двор получил название.

 

Зал Лодки (Sala de la Barca). Вытянутый прямоугольный зал со входом из Миртового дворика. Его название происходит, по разным версиям, либо от расписного свода, формой напоминающего перевернутую лодку, либо от искаженного арабского “аль-барака”, то бишь – “благословение”. Кедр и позолота.

 

Резное оконце с решеткой во дворе Золотой комнаты (Patio del Cuarto Dorado). Была так названа за наборный резной деревянный потолок в стиле мудехар, расписанный и позолоченный (как и стены) уже при испанских королях. При эмирах, вероятно, в этой комнате сидели писцы и секретари, она была всего лишь приемной.

 

Особенностью архитектурного декора Альгамбры является резьба по штукатурке. Мастера вырезали на ней ажурный орнамент в виде бесконечно повторяющейся арабской узорной вязи.

 

И никаких картинок! В исламе изображение животных или вообще живых существ запрещено, “чтобы не давать никакого повода к идолопоклонству».

Однако, эти запреты имели глубокий социальный смысл, они должны были отвратить взоры правоверного мусульманина от бренного мира, направить его помыслы, чувства и желания к единому эпицентру мироздания – к Аллаху. Поэтому, от поколения к поколению создавался устойчивый стереотип поведения, в котором отсутствовало стремление воспроизвести, понять внешний мир. По крайней мере, эта естественная потребность человека была основательно приглушена в религиозном мироощущении мусульманина.

 

Вначале подбирались цвета и текстура камней для создания легкости и гармоничности пропорций. И только после этого изящные постройки роскошно декорировались. Согласно исследователям, «для мавров-архитекторов всегда было обязательным такое правило: украшать строение декором, а не строить украшения».

 

С точки зрения фотографии, меня поразили до глубины души миниатюрные арочки, используемые для украшения внутренних поверхностей больших арок. Оторваться от их разглядывания было практически невозможно, настолько хороши!

 

Называются они “мукарны”, и больше всего напоминают пчелиные соты, состоящие из тысяч ячеек, наполненных естественным светом и тенью.

 

Мукарны могут иметь не только орнаментальную функцию, как в этих арках, но также использоваться в качестве архитектурного элемента, то есть создавать целый свод. Характерным примером в Альгамбре может служить купол зала Абенсеррахов в частных покоях эмира.

Cогласно легенде, здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов по доносу враждебного семейства. Рассказывают, что даже сейчас, спустя почти 6 веков, в зале можно увидеть кровавые пятна. Врут, конечно, но звучит эффектно.

 

Как там было на самом деле уже никто не скажет. Одни мукарны тому свидетели…

 

Купол зала Двух Сестер (Sala de las Dos Hermanas). Центральная комната покоев султанши. Обязана своим названием двум большим мраморным плитам пола, разделенным фонтаном. Мукарны на потолке оказывают какое-то гипнотическое действие.

 

Здесь особенно видна изысканная резьба по стуку – смеси алебастра и глины. Свежий стук легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Мастер наносил тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинал «выбирать» излишний материал, создавая причудливую и объемную композицию, куда в общий фон переплетений вносил затейливый цветочный узор или девизы Насридов.

 

Из всех дворов Альгамбры туристам особенно нравится Львиный дворик (Patio de los Leones), окруженный по периметру арочными галереями со сдвоенными колоннами.

 

Посредине дворика расположен Фонтан львов, изображающий двенадцать стилизованных львов, держащих на спинах двенадцатигранную чашу. Версий по поводу того, что означает их количество, как всегда, много. То двенадцать колен Израиля, то 12 знаков Зодиака, то 12 лучей волшебной звезды. Честно говоря, не поняли, почему многочисленные путеводители так восторгаются этим фонтаном – исполнено довольно примитивно, особенно на фоне окружающих шедевров.

 

То ли дело колонны – чрезвычайно тонкие, стройные, снабженные капителями прелестной формы.

 

Они напоминают скорее точеное дерево, нежели камень.

 

Края изгибов многочисленных арок настолько изрезаны, что производят впечатление легких спадающих кружев. Каждая арка заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. И все это переливается в мерцающих бликах светотени.

 

Альгамбра не имеет ни ясного плана, ни главной оси, по обе стороны которой размещались бы одинаковые здания. Это скорее лабиринт из залов, двориков, павильонов, башен, возникающих по мере надобности или по прихоти художника вокруг двух больших внутренних дворов.

Уже в конце нашей экскурсии мы случайно подняли головы, а там, под самым потолком в помещение проник солнечный блик, да не просто так, а через цветные витражи окон. На покрытой резьбой стене это смотрелось просто потрясающе!

 

Уже на выходе из Альгамбры, совершенно случайно зашли в мастерскую инкрустации “Laguna Taller de taracea”, и просто потерялись среди узорчатых столов, сундуков, шкатулок и зеркал. Даже нарды и домино – и те были настолько причудливо исполнены, что дух захватывало. Инкрустация – украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.

В данной мастерской применяют вид инкрустации под названием “маркетри”, то есть шпоном. Мастера используют в своих работах узоры, увиденные на стенах и потолках в Альгамбре, воспроизводя их в красном и черном дереве, палисандре, орехе, а также в кости и металле. Очень интересное и необычное место, к тому же там можно приобрести настоящие, аутентичные сувениры, а не китайскую подельщину.

 

На этом наше посещение Альгамбры подошло к концу. Дальше была обзорная площадка Mirador de San Nicolas в Гранаде (если оказаться там в районе 8 вечера, то можно застать обалденный вид на Альгамбру в закатных лучах), и ужин в одном интересном ресторане. Но это всё подробности уже из большого рассказа.

Место съемки: Альгамбра, Испания.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

13 thoughts on “Испания: кружева Альгамбры. Фоторепортаж

  1. rennie

    Мы заказали билеты в Альгамбру месяца за два до путешествия, но приехав в Гранаду, попали в самый разгар забастовки. Пришлось остаться и переночевать в городе, о чём мы ни на секунду не пожалели. Я много видела замков, дворцов, но стоя под кружевами дворца Насридов, я не могла сдержать слёзы, это потрясает

  2. Роман Папаша

    Спасибо, за проведённую экскурсию!
    Обязательно поеду лично посмотреть. Хотя конечно сам такие фотографии не сделаю. Впечатляет.
    ДОБРОГО Вам утра!

  3. junglia

    замечатеьный рассказ и “кружева” ! спасибо!
    п.с. жаль, что побоявшись очередей и временных билетов, не пошла в Альхамбру

  4. nadiaenvalencia

    огромное спасибо за интересный рассказ и потрясающие фото. А так же за информацию по билетам

  5. Ирина

    на мой взгляд, толпа была не меньше, чем днем. Сравнивая тот и другой визит, считаю, что дневной – удачнее: больше возможностей, лучше видно, пускают за пределы дворца (ночью – только дворец или сад, потом – на выход).

  6. Ирина

    А меня ночная экскурсия (по сравнению с дневной) разочаровала – толпа не дает мистики ночи, визит короче…

    >> Катрин: Интересно. А мы не пошли на ночную исключительно по причине наличия маленького ребенка, которому спать было пора. Хотя и очень хотели.
    А что там с толпой? Неужели больше чем днем?

  7. Schelchok

    Спасибо большое! Был там дважды, и не планирую останавливаться! Не менее впечатляющее действо – посетить дворец Насридов в ночную экскурсию!

  8. _leleya_

    Браво, очень здорово!
    Единственное замечание касательно этого момента:
    “Мастер наносил тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинал «выбирать» излишний материал, создавая причудливую и объемную композицию, куда в общий фон переплетений вносил затейливый цветочный узор или девизы Насридов.”
    Как это ни звучит разочаровывающе, но изысканные узоры на стенах вовсе не вырезаются и не выстукиваются каждый в отдельности. Об этом еще Ирвинг Вашингтон писал в одноименном произведении. Все эти вычурные арабески – гипсовая плитка, которая отливалась из заготовки, а потом наклеивалась на стены. Хорошо, надо сказать, наклеивалась, раз тыщу лет продержалась.

    >> Катрин: А ведь была такая мысль во время прогулок по Альгамбре! В каком-то уголке заметили ну очень схожие узоры, от руки так не повторишь. Обман, сплошной обман. Но красивый 🙂

    “Tales of the Alhambra” Ирвинга давно у меня в очереди ждет, всё было недосуг. Сейчас точно займусь. Спасибо за напоминание!

  9. witchvail

    спасибо большое. интересно было вас читать. и сравнивать со своими ощущениями.
    много информации я не знала. спасибо