Содержание:
Часть 1: Большое западное путешествие. Национальный парк “Yosemite” (Калифорния)
Часть 2: Национальный парк “Секвойи” (Калифорния)
Часть 3: Национальный парк “Долина смерти” (Калифорния)
Часть 4: Национальный парк “Zion” (Юта)
Часть 5: Национальный парк “Bryce Canyon” (Юта)
Часть 6: Национальный парк “Arches” (Юта)
Часть 7: Гранд-каньон; встреча Нового Года в Лас-Вегасе
Национальный парк “Death Valley”. Приютивший нас городок Big pine входит в состав индейской резервации. Именно поэтому на заправках, в кафе, и мотелях почти весь обслуживающий персонал – индейцы, в основном недружелюбные. В принципе, это понятно: как бы вы чувствовали себя на собственной земле, видя каждый день «завоевателей»? И если на вашем пути повстречается добрый и приветливый индеец – считайте, что вам сильно повезло.
Покинув рано утром «Большую сосну», мы отправились в Долину смерти. Для этого нужно было пересечь финальную горную гряду, принадлежащую Сьерра Неваде. Въезжать в парк решили с севера, т.к. именно там находилась одна из важнейших точек посещения – дюна Эврика, неизвестная большинству туристов.
Национальным парком Долина смерти стала всего лишь 10 лет назад, а до этого просто называлась заповедником. Несмотря на страшное название, место очень притягивает туристов, особенно европейцев. За самим именем не кроется ничего мистического, как может показаться на первый взгляд. В 1849 году калифорнийские золотоискатели вынуждены были перейти горы Сьерра Невады, спасаясь от ужасного снежного шторма, обрушившегося на регион. Когда они спустились в долину, один человек не выдержал испытаний и умер. Так долина обрела своё название.
Много позже, для создания соответствующей атмосферы и привлечения туристов, стали появляться имена «в тему»: Funeral mountains, Furnace creek, Coffin peak, Hells gate, Deadman pass, Dante’s view, Devil’s golf field и т.д. Плюс летняя температура достигает здесь свыше 120°F (~ 45°С), делая долину похожей на одну большую сковородку. Но мы поступили правильно – приехали зимой.
Дорога к долине Эврика очень узкая, частично разбитая, и постоянно петляющая по холмам. Через некоторое время окружающие склоны стали покрываться причудливыми растениями, похожими на большие веники, искривленный артритом. Это оказался эндемик Joshua tree, совершенно неправдоподобное создание. Казалось, что растение долго подвергалось пыткам и страданиям, в результате чего и обрело свой необычный облик. Вместо листьев – острые колючки, длиной 10-15 см. Наверное, на закате заросли Joshua tree выглядят очень сюрреалистично: черные, скрюченные силуэты на фоне неба. Название Joshua tree пошло от мормонов, мигрирующих из Юты в Калифорнию. Им казалось, что это сам Иисус указывает дорогу в благословенный край.
Вскоре показался перекресток, от которого вправо уходила дорога к дюне Эврика. Покрытая гравием. С огромными булыжниками. Обозначенная на карте пунктиром. Все это говорило о том, что лучше тут ехать на джипе. Но арендованные машины на то и существуют, чтобы их не жалеть, и мы решили испытать «Мазду» на прочность. Проехать предстояло 10 миль на минимальной скорости, устремив четыре глаза на дорогу. Тряска, конечно, очень сильная, но если не гнать, и руководствоваться здравым смыслом, то проехать можно. Что и было доказано.
Примерно на половине пути, мы увидели две поникшие фигурки, печально бредущие в нашу сторону. Когда они заметили машину, то так яростно принялись размахивать руками, что мы просто не могли не остановиться. Оказалось, что ребята-азиаты пробили колесо на своем джипе; запаски у них не было, сотовый сигнал не принимал, из еды и питья была только бутылка воды и пара сэндвичей. Хорошенькая ситуация, особенно учитывая название места, где все это происходило. Они тут же затараторили как же им повезло: во-первых, дело происходило зимой, а во-вторых, что встретили нас, потому что не так часто туристы заезжают в этот уголок парка, случается, что и целыми неделями не бывает посетителей на дюне Эврика.
И тут мы увидели еще одну машину, двигающуюся нам навстречу. Красную, спортивную, очень низкую. Что еще раз подтверждает, что не надо обладать большим джипом, достаточно немного мозгов. Посовещавшись, всей толпой решили, что пострадавшая парочка разделится: парень отправиться вызывать службу спасения на красной машине (~ 70 миль до ближайшей населенной точки Scotty’s Castle), а девушка поедет с нами до джипа, где будет его стеречь. Непонятно от кого. Но решили, так решили.
Кстати, помня, что парк посещает много европейцев и японцев, Илья спросил у ребят азиатского вида: «А вы случаем не из Японии?» На что последовал обиженный ответ: «Да вы что! Мы из Сан-Диего» 🙂 Смеяться пришлось про себя. Благополучно довезя попутчицу до места назначения, мы последовали дальше к дюне. Девушка ехать отказалась, видимо не до достопримечательностей ей уже было.
Через три мили прямо по курсу показалась огромная песчаная гора. Пейзаж очень необычный: дюна взята как бы в тески горной грядой «Последний шанс» (название в духе парка), и задвинута в угол жестокой пустыней, по которой без дела болтаются перекати-поле.
Дюна Эврика – самая старая, и до сих пор самая высокая (~ 214 метров) в Северной Америке. И к тому же, очень красивая: волны золотисто-кремового песка плавно перетекают друг в друга, нежные изгибы песчаных гребней и мелкая рябь на поверхности склонов позволяют представить, что находишься в настоящей пустыне.
У подножия дюны есть небольшая парковка и даже туалет, т.е. место вполне цивилизованное. Дюна ничем не огорожена и на неё даже можно залезать. Что и решено было сделать.
Поначалу, вверх идти не очень удобно: песок внизу рыхлый, ноги то и дело проваливались.
На поверхности виднелись следы разной живности: кроликов, мышей, даже змей. Последний след представляет собой изогнутую черточку, похожую на “~”, повторяющуюся ступенькой.
Чем выше забирались, тем плотнее становился песок, но это почти не облегчало подъем, слишком уж уклон был крут. Зато на частых остановках можно было хорошенько оглядеться вокруг. Внизу маленькой точкой виднелась машина.
А прямо из под ног вниз уходили гребни песка, которые можно было спихивать, вызывая тем самым песчаные лавины. Гуляли по дюне достаточно долго. Когда даже на зубах заскрипел песок, решили возвращаться. Вниз съезжали как по ледяной горке, эффект абсолютно такой же.
Более-менее приведя себя в порядок, отправились дальше. Обратный путь по грунтовой дороге проделали почему-то быстрее. Девушка-азиатка по-прежнему стерегла джип; от еды и питья отказалась, даже не взяла бутылочку пива. Наверное подумала, что все эти русские чокнутые – за рулем, да со своим алкоголем 🙂
Доехав без приключений до перекрестка, мы взяли курс в более обустроенную часть Долины смерти. И тут состоялось неприятное открытие: дорога была заасфальтирована только до развилки, а дальше шла все та же грунтовка. Хотя камни были и не такие большие, как на дороге к дюне Эврика, но с ветерком ехать все равно было нельзя. Чем дальше продвигались, тем больше я замечала, что и едем вроде быстрее, и трясет уже не так сильно. Это Илья успел приноровиться к новым дорожным условиям, и ловко маневрировал между булыжниками. А навстречу не попадалось ни одной машины, и даже служба спасения не спешила выполнять свои прямые обязанности, хотя за ней отправились более трех часов назад.
Вскоре, мы обогнали парочку велосипедистов – очень крутых ребят, состоящих из сплошных мускулов. Сзади на одном из велосипедов был пристроен мини-холодильник; жажда им похоже не грозила.
Наконец, где-то через 30 миль показался асфальт. Мы доехали до цивилизованной части парка. Налево уходила дорога к Scotty’s Castle, наследию страхового магната, обосновавшегося в этих местах в 20-х годах прошлого века. Фамилия его была Джонсон, а вот замок получил свое название в честь друга магната Вальтера Скотта (не того, о ком вы подумали, а однофамильца), который проводил здесь больше времени, чем сам хозяин. Ничем особенным нас эта история не впечатлила, и даже несмотря на красивые фотографии из буклета, мы решили в замок не ездить, а повернуть направо, к кратеру Ubehebe.
На месте, где сейчас находится кратер, более тысячи лет назад взорвался вулкан. Почва вокруг до сих пор покрыта черным вулканическим песком. К кратеру очень удобно подъезжать; хорошая кольцевая дорога поднимается на вершину холма, с которого виден огромный провал в земле. Кратер не очень глубокий, но достаточно красивый: около дна разноцветный песок лежит слоями, и кажется, будто заглядываешь внутрь большого цветочного бутона. Для разминки можно даже спуститься вниз, и полюбоваться на стены изнутри.
На этом завершился осмотр достопримечательностей северной части Долины смерти. Нам предстоял часовой переезд в её центр – место, наиболее часто посещаемое туристами. На дороге не замедлил появиться блокпост по сбору денег. Значит, северную часть можно посещать бесплатно, а за остальное будь любезен заплати ($10).
Инфо-центр Долины смерти расположен недалеко от дороги, в туристической деревне Furnace Creek. Там же есть заправка, гостиница и несколько музеев. Посмотрев интересующую нас информацию, мы взяли южное направление по шоссе 190 к местечку “Badwater”. «Плохая вода» образовалась на самом дне долины, на глубине –86 метров под уровнем моря.
Когда первые исследователи, измученные жаждой и тяжелым переходом через пустыню, увидели наконец воду, то поначалу очень обрадовались. Но лишь попробовав ту водичку, воскликнули: «Yack! Bad water!” С тех пор и повелось называть эту небольшую лужицу «плохой водой». Еще бы: жуткая концентрация хлоридов, сульфатов и солей натрия. Несмотря на это, в воде даже обитают какие-то юркие насекомые.
Оставив машину на плотно забитой стоянке (в послеобеденное время туристы просто заполонили парк), мы решили размять косточки и погулять вокруг. Дно Долины смерти окружено с двух сторон горами, которые образуют очень красивое отражение в «плохой воде». Земля кругом покрыта кристалликами соли вперемешку с глиной. На скале с другой стороны дороги заметили табличку на высоте 3-х этажного дома – “sea level” – уровень моря. Сразу стало как-то неуютно от осознания себя мелкой букашкой, придавленной воздушным столбом к морскому дну.
По календарю значился декабрь, но на улице было очень тепло, даже пришлось снять куртки. Что же здесь творится летом?!
Надвигался вечер. Освещение удачно изменилось, настало время для фотографирования. К закату мы обязательно хотели добраться до Zabriskie Point, где по слухам можно сделать удачнейшие снимки. Для этого нужно было вернуться по дороге 190 к центру парка. Вдоль правой стороны шоссе обнаружили еще парочку интересных мест.
В первую очередь привлекло название «Естественный мост». Оно относилось действительно к природному мосту через каньон, который когда-то пробила древняя река. Стены каньона состоят из грязи, поэтому особой красоты не представляют, но сама арка выглядит довольно необычно.
Далее, через 11 миль показался съезд на кольцевую дорогу Artists drive, ведущей к одной из самых посещаемых точек в парке – «Палитре художника» (“Artists palette”). Здесь на поверхности скал отложились разноцветные соли различных металлов, образовав плавные переходы зеленого (слюда) в розовый (соли железа), фиолетовый (соли марганца), и желтый (опять железо).
Смотрится интересно, но возникает предательская мысль: а не подкрашивает ли персонал парка скалы специально для привлечения туристов? Решив, что это было бы уже слишком, объехали палитру по односторонней дороге, залитой золотым светом.
Через несколько миль, мы опять вернулись в центр долины чтобы слегка перекусить. В парке совсем не много ресторанов, и большая их часть в традиционном американском стиле. Одно место привлекло наше внимание. Оно выплыло из-за поворота дороги розовым кораблем в окружении пальм. Вылитый оазис посреди пустыни! Именно так и задумывалось, чтобы привлекать своим видом богатеньких и уставших от жары туристов. Назывался отель “Furnace Creek inn”, но, чтобы воспользоваться рестораном внутри, нужно было быть одетым во что-нибудь приличное, т.е. не в джинсы или футболки. Это нам не подошло, поэтому мы остановили свой выбор на милом ресторанчике “Forty niner cafe” с простой и вкусной едой. Ничего выдающегося, но на уровне.
Когда до заката остался час, мы, наконец, отправились к Zabriskie Point. Название было на слуху благодаря фильму Антониони и альбому группы Pink Floyd. Забриски – это фамилия польского инженера, который набрав дешевую китайскую рабочую силу, добывал буру в этих краях. Ничем особенным этот инженер не выделялся, и я честно говоря в недоумении – почему его именем назвали столь красивое место.
Поднявшись на обзорную площадку, мы были просто поражены открывшимся видом. К сожалению, словами это передать трудно, и даже фотографии не могут показать всего объема и причудливости раскинувшегося вокруг пейзажа.
Холмы с сильно рифленой поверхностью; по глубоким бороздам струился песок, вытекая ручейками в песчаные водоёмы у подножия.
Справа вздыбилась острым когтем скала “Mainly beacon” – «Путеводная звезда». И все вокруг заливали золотые солнечные лучи, которые удачно подчеркивали складки и углубления на холмах.
Мы немного погуляли вокруг, рассматривая разноцветные камни. Тем временем, к главной точке обзора подтягивались фотографы с тяжелыми штативами. Стояла тишина, даже было слышно, как перекликаются хищные птицы где-то в вышине.
К сожалению, через несколько минут на площадке появилась многочисленная семья из Восточной Европы. От них было столько гомона, что своим присутствием они нарушили тот тихий баланс с природой, в который были погружены остальные люди. Ничем особенным не
заинтересовавшись на вершине, табор скатился вниз ко всеобщему облегчению.
Мы с удовольствием посмотрели шоу под названием «Закат в Долине смерти». Изредка в тишине раздавались звуки работающих фотокамер. Когда последний лучик скрылся за горной грядой, погрузили все вещи в машину, и отправились по 190 шоссе к выезду из парка.
Недавно Долину смерти соединили с Лас-Вегасом хорошей однополосной дорогой State line road (возможно, что на старых картах вы её не обнаружите). Она выходит из восточной части долины, пересекает Death valley junction, городок Pahrump (где продают очень дешевый бензин), и вливается в 10-й интерстейт, ведущий к Вегасу.
Сразу за границей Калифорния-Невада появились рекламы многочисленных казино. Вернее, казинишек 🙂 Любой мало-мальски населенный пункт в Неваде в душе надеется стать вторым Лас-Вегасом. Но наш путь лежал дальше, в Юту. Общий маршрут становился похожим на крылья огромной бабочки или две петли, соединенные новогодним вечером в Лас Вегасе.
Сменив I-10 на I-15, мы въехали в Юту, один из самых необычных и красивейших штатов Америки, и заночевали в городке St.George, лежавшем на пути в страну каньонов – Зайон.
Часть 1-я | Часть 2-я | Часть 3-я | Часть 4-я | Часть 5-я | Часть 6-я | Часть 7-я
Катерина Андреева.
Хьюстон, Техас – Калифорния – Юта – Лас-Вегас
Декабрь, 2002.
Фотографии:
ппц..нереальные пейзажи прооосто