Содержание:
Часть 1: Большое западное путешествие. Национальный парк “Yosemite” (Калифорния)
Часть 2: Национальный парк “Секвойи” (Калифорния)
Часть 3: Национальный парк “Долина смерти” (Калифорния)
Часть 4: Национальный парк “Zion” (Юта)
Часть 5: Национальный парк “Bryce Canyon” (Юта)
Часть 6: Национальный парк “Arches” (Юта)
Часть 7: Гранд-каньон; встреча Нового Года в Лас-Вегасе
Национальный парк “Zion”. Юта встретила нас хорошими дорогами, спидлимитом 75 mph (!), и прекрасной солнечной погодой. Настроение было отличное, и мы поспешили к южному въезду в Zion NP (Hwy 9).
Юта – огромный по площади штат прямоугольной формы, очень богатый национальными парками. Я даже не знаю, сможет ли какой-нибудь другой штат США предложить такое их количество. В фильмах Юту представляют прорезанную глубокими каньонами, с возвышающимися среди равнин одиночно стоящими горными массивами красно-оранжевого цвета, с причудливыми каменными арками и острыми пальцевидными hoodoos – останками от древних скал. Чтобы прикоснуться ко всем секретам этой удивительной земли, у нас ушел бы не один месяц. Но большой путь начинается с маленького шага, и мы его сделали в юго-западной части Юты.
Слово “Зайон” не было для меня незнакомым. Первый раз я услышала его в фильме “Matrix” в разговоре главных героев о последнем человеческом городе под землей с таким же названием. В реальном мире парк получил своё имя благодаря мормону Исааку Бегунину, у которого здесь было владение “Little Zion”.
Большинство скал на этой территории состоят из песчаника Navajo (известняк из раковин морских животных, склеенный песком). Он довольно мягкий по геологическим представлениям, поэтому древним рекам не представляло особого труда пробить здесь каньоны замысловатых форм, восхищающие нас сегодня.
Скалы в Зайоне поражают своим оранжевым цветом. Как не трудно догадаться, в этом виновато железо и его оксиды. Иногда оно не только окрашивает поверхность камней, но и как бы впитывается в них, просвечивая жилками необычных узоров. Такой рыжеватый цвет еще называют desert varnish (пустынная глазурь). Часть скальной породы приобрела свой цвет из-за бактерий, питающихся пылью, и выдающих на выходе все то же железо и марганец.
Большие перепады высот в Зайоне (1000 ~ 2700 метров) создали различные климатические зоны, каждую из которых облюбовали свои обитатели: суслики, горные львы, сотни видов птиц (включая золотистых орлов), и несколько разновидностей змей. Растения тоже не уступают в разнообразии: от жителей пустыни кактусов и юкки, до тополей и вязов вдоль рек и ручьев.
Наилучшее время для посещения парка – весна и осень. Летом бывает очень жарко (до 100°F), частые грозы размывают тропинки. Зимой довольно приятно: немного снега (своим контрастом еще больше подчеркивающим красоту скал), комфортная температура воздуха, и людей совсем мало. Из минусов: есть опасность поскользнуться на тропах. Зайон можно осматривать и сверху-вниз, забравшись на скалы, и снизу-вверх со дна каньонов; тут все зависит от ваших предпочтений. Еще одно отличие парка от других: с апреля по октябрь по нему нельзя ездить на машинах, только на шаттлах. Поэтому, если соберетесь ехать именно в это время, будьте готовы оставить машину на парковке, и таскать все нужные вещи на себе.
Через основную часть Зайона проходят две дороги: Zion Mount Carmel Hwy и Zion Canyon Scenic drive. Мы приехали зимой, поэтому все перемещения проходили на собственном авто. Въехав в парк с юга ($20), взяли вправо по Mt. Carmel Hwy. Он представляет собой сплошной зигзаг: сначала едешь в одну сторону, затем резкий поворот на 180 градусов, и передвигаешься уже в противоположном направлении, к тому же все время в гору.
Трудно представить, что еще в 1930 году через скалы Зайона пробили туннель. О дороге говорили “almost impossible project”, чудо инженерной мысли того времени. Однако, туннель не был рассчитан на большие машины, и тем более трейлеры. Поэтому, если ваше авто в ширину больше 2,14 метров (включая боковые зеркала), то вам нужно заказывать полицейский эскорт ($10), который перекроет движение в обе стороны, дав проехать большой машине посередине.
Туннель, вернее два туннеля, переходящие один в другой, подняли нас с нижнего уровня каньона на высокое плато; восточную часть парка предстояло осматривать с высоты. Буквально через несколько метров от выезда из туннеля располагалась небольшая парковка, от которой начиналась первая для нас тропа в Зайоне – “Canyon Overlook trail”.
Тропа совсем короткая (1 миля), но очень интересная и достаточно сложная – все время в гору. Радовало, что находилась она на солнечной стороне, и была свободна от снега. По сторонам попадались заросли горных цветов. Обычно, это малюсенькие белые, розовые и голубые бутончики с дурманящим запахом, привлекающим насекомых и птиц. Мы продвигались вверх по самой кромке скалы; иногда тропинку слева огораживал небольшой барьерчик, но, в основном, от пропасти не отделяло ничего. Высота очень большая. Тем, у кого боязнь высоты, лучше наверное по этой тропе не ходить.
Когда-то давно скала состояла из сплошного массива, но речка внизу постепенно прокладывала себе путь, выбив узкий и очень глубокий каньон, по одной из сторон которого мы и двигались. Противоположная стена осталась гладкой, и даже производила бы впечатление отполированной, если бы не отсутствующий посередине кусок дугообразной формы. Скоро (лет через тысячу) на этом месте образуется арка, порода под её дугой выветрится, и эта часть Зайона будет напоминать национальный парк “Арки” в сегодняшнем его виде.
Пройдя еще несколько метров по тропе, покрытой оранжевым песком, увидели преграду. Далее по курсу начинался обрыв, а тропа продолжалась уже с другой его стороны. Как же нам преодолеть пропасть? И тут справа заметили небольшой лаз в толще скалы. Слегка нагнувшись, можно было обойти провал прямо через внутренности скалы. Немного страшно, но и интересно в то же время. Под скалой в полный рост встать нельзя, и нужно смотреть в оба, т.к. почти до земли вокруг свисали запутанные корни каких-то растений. Быстро справившись с преградой, снова вышли на тропинку.
Через 10 метров показалась обзорная площадка. В этом месте соединялись два каньона: нижний “Зайон” и “Сосновый ручей”. Высота пугающая. Внизу блестящей ленточкой сверкал ручеек, обрамленный темно-зеленой гущей, терявшейся где-то вдали. На каждом шагу встречались смешные скульптуры из известняка, напоминавшие игрушечные детские пирамидки из колец. Самый опасный участок был огорожен, но все равно страшновато смотреть вниз с такой высоты. На вершине очень тихо и спокойно; можно было бы устроиться с палаткой тут на пару дней. Через полчаса решили возвращаться. Вниз спустились легко, за 20 минут добрались до парковки.
Проехав туннель в обратном направлении, мы свернули на дорогу Zion Canyon Scenic drive, проходящую вдоль речки Virgin river. Дорога красиво обрамлена скалами со всех сторон, нередко имеющими необычные названия: Большой белый трон, Двор Патриархов, Крыша замка, Орган, Посадочная площадка ангелов, Каньон эхо. Как можно догадаться, названия даны в честь внешнего облика, либо каких-то свойств скал. Здесь даже есть свой “Пульпит” – одиноко возвышающаяся скала на трех ногах, изрядно изъеденных каменной эрозией. Боюсь, что этот пульпит уже давно перешел в абсцесс 🙂
Вдоль реки плотными рядами росли тополя, своим зимним безлистным видом добавляющие контраст в окружающий пейзаж. От дороги в разные стороны уходили пешеходные тропинки на любой вкус. Мы решили доехать до местечка Zion lodge, оставить машину, и отправиться по тропке к Изумрудным прудам, расположенным на высоте 122 метров над рекой.
Тропа “Emerald pools” делится на три части, и ведет к нижнему, среднему и верхнему прудам. Соответственно, и уровень сложности меняется – от простого к продвинутому. Тропинка покрыта оранжевой пудрообразной пылью, и была немножко затоплена грязью. На всем её протяжении встречались стенды с интересной информацией об окружающей растительности и скалах. Были приведены фотографии очень большого горного обвала, случившегося прямо напротив места, где мы тогда стояли. Проходящий мимо турист успел заснять весь процесс на пленку, а парк позже выкупил фотографии за большие деньги. Находиться в горной местности очень приятно, чистый, слегка морозный воздух хорошо вентилирует легкие.
Снизу стены каньона Зайон поражают больше – уж очень они огромные. Так мы и продвигались, вертя головами в разные стороны, пока не дошли до нижнего, а затем и среднего Изумрудных прудов. Зимой вода в водоемах замерзла, и обещанным изумрудным цветом мы восхититься не могли. К тому же, земля вокруг была покрыта толстым слоем льда, приходилось с удвоенным вниманием смотреть под ноги. Всё же решили подняться и к верхнему пруду. Тропинка к нему состояла из сплошного нагромождения камней, и когда, наконец, взобрались на вершину, успели изрядно пропотеть. Тропа обрывалась у огромной каменной стены, с которой рядами свисали многочисленные сосульки. Ряды были расположены полукругом, и производили впечатление гигантского ожерелья, украшавшего шею скалы. Периодически, какой-нибудь из “бриллиантов” срывался вниз с сухим треском.
Подошли поближе к замерзшему пруду. Он был гораздо больше предыдущих, а в дальнем его конце возвышался большой сугроб из опавших сосулек и снега. Если разговаривать, то слышимость как в колодце, и к тому же, сосульки в этом месте странно реагируют на звуки: стоило что-нибудь сказать погромче, как какая-нибудь из них с треском срывалась и падала на лед пруда, подкатываясь по инерции к нашим ногам. Спустя некоторое время мы даже научились сталкивать голосом сосульки с определенных сторон ожерелья: для этого нужно было лишь повернуться в требуемую сторону и крикнуть что-нибудь. Поразвлекавшись таким необычным образом, поспешили по тропе в обратном направлении.
От верхнего Изумрудного пруда отходила ещё одна тропинка Kayenta trail, которая вела в каньон-холодильник (Refrigerator canyon). Несмотря на ужасно интригующее название, мы все же решили вернуться привычным путем, т.к. до того каньона было несколько десятков миль, и идти нужно было хорошо подготовленными и с ночевкой.
Когда вернулись в Zion lodge, время уже двигалось к обеду. Zion lodge – небольшое туристическое поселение на дне каньона. Предлагаются комнаты от самых простых кабин ($100) до полу коттеджей ($150). Все комнаты имеют прекрасный вид из окна.
Конечно же, здесь находился и ресторан, куда мы и направились обедать. Он представлял собой большое светлое помещение с огромными окнами. Было здорово растянуться в удобных креслах, особенно после нелегкого пешеходного маршрута. Блюдом дня в тот раз была ютинская красная горная форель – своеобразная визитная карточка ресторанов Юты. Ну форель, так форель. Я попросила её добавить в салат, в результате чего мне принесли огромную тарелку овощей с красными прожилками форели. Размер типично американский, поэтому съесть за один раз такое невозможно. А Илье досталось обалденное рагу с Карибским соусом. Заведение не сильно дорогое, все блюда стоят порядка $8-20.
После двух троп состояние было уже изрядно усталое, поэтому дальше просто останавливались в понравившихся местах, фотографировали природу, впитывая чудесную горную атмосферу.
Вскоре увидели у дороги знак Weeping Rock (“Плачущая скала”), решили свернуть и посмотреть, что же имеется ввиду. К “Плачущей скале” вела короткая, но очень крутая тропка, обледеневшая от начала и до конца. Надо было видеть, как мы пытались залезть в гору, держась за что придется. Временами, сверху-вниз съезжал кто-нибудь спиной вперед – очередной турист, поскользнувшийся на вершине. Народ вокруг хохотал, но упорно лез по ледяному покрывалу. Надо отдать должное нашим туристическим ботинкам: во-первых, было не сильно скользко, во-вторых, в жару в них прохладно, в холод – тепло, в-третьих – они непромокаемые. Все это благодаря гортексовой мембране, одному из лучших изобретений современного человечества. Стоят вещи с гортексом, конечно, не дешево, но окупают себя с головой. Так и получилось в этот раз: до вершины удалось добраться только нам с Ильей.
“Плачущая скала” предстала огромным каменным козырьком с торчащими вниз сосульками. В другие времена года из скалы постоянно сочится вода, отсюда и название. Порода её пористая; ручеек, протекающий сверху, без труда находил себе путь вниз сквозь каменную толщу. Зимой выросшие из потолка и стен сосульки выглядели настолько устрашающе, что казалось, сорвись одна вниз – пригвоздит человека на месте. Чуть позже, на вершину сумели добраться еще пара человек, причем один был с грудным ребенком. Дитё мирно посапывало у отца за пазухой, а папа тем временем изучал окружающие красоты. Больше по тропинке не удалось забраться никому. Вниз спускались естественным образом – с горы на заднице 🙂
Вернувшись на дорогу и посмотрев карту, обнаружили последнее из непосещенных мест – каньон “The Narrows”. Он находился в самом конце дороги, в местечке под названием Temple of Sinawava. Река Virgin river пробила для себя здесь узенький путь сквозь вековые скалы. Поход по тропе “The Narrows” – это не совсем привычное в нашем понимании испытание, т.к. идти нужно по руслу реки. Иногда, особенно по весне, воды становится по пояс, поэтому требуется специальная одежда. В целом, тропа рассчитана на два дня (16 миль в одну сторону).
По рассказам очевидцев, это что-то удивительное: идти нужно по дну реки и каньона, иногда такого узкого, что и два человека не пройдут, любоваться высоченными скалами и свисающими с них растениями, низвергающимися водопадами и величественными арками. Поход нужно планировать заранее, узнав прогноз погоды. В дождь идти нельзя, т.к. Virgin river быстро становится полноводной и может запросто снести незадачливых путешественников.
К сожалению, у нас не было времени на такой привлекательный маршрут, поэтому мы ограничились легкой прогулкой по начальной части “The Narrows”. Зимой воды было совсем чуть-чуть, её даже не хватало, чтобы покрыть большие камни. В вечерний час солнце окрасило верхушки скал где-то высоко в ярко-желтый цвет, а те, в свою очередь, отразились в небольших лужицах между камней. Так получилась фотография “золотая лужа”.
У нас осталась неохваченной удаленная часть парка, каньон Kolob, расположенный к северо-западу. Прямой дороги к нему не было, поэтому нужно было выехать из парка назад, заехать на I-15; только так можно было достигнуть намеченной цели.
На обратной дороге случилось смешное происшествие. Из кустов вдоль обочины вдруг выкатились три здоровые, жирные индюшки. Именно выкатились, т.к. упитанность у них была изрядная, этакие колобки в перьях 🙂 С типичным куриным “ко-ко-ко…” они стали подбираться к машине, изо всех сил стараясь вытянуть шеи вверх, чтобы дотянуться до окна.
Я между тем сидела с камерой наготове, и в видоискателе наблюдала стремительное приближение индюшиной морды. Остановившись в 10 см от объектива, голова снова сказала “ко-ко-ко…”, – мол чего сидишь, еду давай! А вот ничего съестного, что могли бы есть птицы, у нас и не было. Быстро разобравшись в ситуации, индюшки тут же потеряли к нам интерес, и решили перейти на другую сторону дороги. Почему-то им пришло в голову сделать это перед машиной. В результате движение в обе стороны было просто перекрыто.
Вы знаете, как ходят индюшки? Чего-то клюнет, встанет, посмотрит по сторонам, вернется слегка назад – не забыла ли чего, покрутится на месте, подождет остальных… Народ вокруг даже вылез из машин, многие с фотоаппаратами, а птичкам на все было наплевать, они в парке как дома, и торопиться им некуда. Пришлось ждать ни много, ни мало – 10 минут, именно столько потребовалось индюшкам, чтобы перейти пять метров дороги. Путь снова был открыт.
Спустя полчаса подъехали к каньону Kolob. Эта часть парка довольно дикая, и почти необустроенная. Через каньон проложена 5 мильная автомобильная дорога, которая удачно огибает оранжевые скалы, давая хорошую возможность их рассмотреть. Уже почти стемнело, а мы непременно хотели доехать до конечной точки высоко на горе – Kolob Canyons viewpoint, поснимать закат.
Пейзаж вокруг начал изменяться под действием теплого закатного света. Мы запарковались на обочине, настроили аппаратуру, и стали ждать действа. Первыми, как и положено, потемнели облака. Они приобрели тяжелый желтый цвет, и нависли над горой плотным одеялом.
Закат-инферно постепенно угасал, и за несколько минут до своего исчезновения подарил нам красивейшую картину – облака ярко-малинового цвета, напоминавшие крылья большой птицы на фоне темного неба. Когда последний лучик скрылся вдали, сразу очень похолодало. Произошло это настолько резко, что даже дрожь пробрала. Пора было возвращаться в уютный салон “Мазды”, и выезжать из парка.
Так красиво завершилось наше первое знакомство с удивительным парком “Зайон” и штатом Юта. Мы проехали немного на север до городка Cedar City, где и устроились на ночлег. А с утра нам предстояла встреча с волшебным древним местом – каньоном Брайс.
Часть 1-я | Часть 2-я | Часть 3-я | Часть 4-я | Часть 5-я | Часть 6-я | Часть 7-я
Катерина Андреева.
Хьюстон, Техас – Калифорния – Юта – Лас-Вегас
Декабрь, 2002.
Фотографии:
Изумительно! А мы прошлись по этой речке. Толпа туристов с палками. Потрясающее путешествие.