Ла Педрера совершенно не похожа на жилой дом, а скорее напоминает нечто волнистое, способное плавно перетекать и менять форму. То ли лава, то ли океанские волны… Этакое здание-метаморф. А стоит ли удивляться? Ведь проектированием занимался Гауди.
В Барселоне, в районе бульвара Грасиа, есть такое место, которое метко прозвано местными острословами “Квартал раздора”. В начале 20-го века на небольшом пространстве, где скупили участки богатые барселонские коммерсанты, соревновались в мастерстве и оригинальности проектов три великих создателя каталонского модерна – Монтанера, Кадафалча и Гауди. Можно себе представить, какой переполох вызвали построенные ими дома.
Они и сейчас-то привлекают массу внимания и редко кого оставляют равнодушным, а уж 100 с лишним лет назад и подавно служили предметом споров и разногласий, отсюда и “раздор”. В частности, Дом Милá (Casa Mila; ударение на последнюю “а”) – жилой дом “от Гауди” для семьи промышленника Мила сразу получил несколько прозвищ: «железнодорожная катастрофа», «депо для дирижаблей», «жертва землетрясения», «питомник для змей», «осиное гнездо». Закрепилось «Ла Педрера» (La Pedrera – каменоломня), за невероятный, запоминающийся фасад.
Кстати, еще каких-то 30 лет назад никакого ажиотажа вокруг самого дома, да и вокруг имени Гауди не наблюдалось. Для многих это было не более чем здание странной формы, никто им не интересовался. Но после того как в 1992 году в Барселоне прошла Олимпиада, сюда просто повалили туристы. Ла Педрера стала одним из обязательных для посещения объектов.
Проект этого дома стал новаторским для своего времени. Продуманная Гауди система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир можно перемещать по своему усмотрению; имеется подземный гараж, горячая вода. Архитектор хотел даже устроить пандус, чтобы жильцы доезжали до дверей квартир на любом этаже прямо на авто.
Сегодня “Каса Мила” принадлежит крупнейшему каталонскому сберегательному банку “Caixa de Catalunya”, купившему дом в 1986 году и потратившему 10 лет на восстановительные работы, в том числе на чистку фасада, который был совершенно черным от копоти и пыли. Квартира на одном из последних этажей здания оформлена в стиле 20-х годов XX века, и вместе с чердаком (там музей) и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий.
На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.
В этом здании уже в полной мере прослеживается характерная для Гауди тщательная проработка всех мельчайших деталей, использование изразцов и кованого железа, и практически полное отсутствие прямых линий.
На чердаке, состоящим из 270 кирпичных арок, плавно перетекающих одна в другую, находится отличный музей с экспонатами, воодушевлявшими Гауди на творчество. Еловые шишки, ветки деревьев различной формы, раковины и ракушки, панцирь черепахи, скелет кита, – да чего там только нет! Фантазия у человека была будь здоров, хотя он сам скромно говорил, что всего лишь копирует божьи творения.
В Ла Педреру мы попали уже вечером, когда на улицы снизошла спасительная прохладная тень, но верхние этажи и крыши зданий всё еще были окрашены теплым вечерним светом. Очереди на вход не было совсем: то ли время не популярное среди туристов, то ли высокая цена в 16,5 евро (сейчас уже 22!) на одного отпугивала. Никаких дотаций от государства дом-музей не получает, и содержится исключительно на деньги за счет сдачи помещений в аренду и продажи билетов.
Как пройти “в Каменоломню”:
View Larger Map
Но не восстановленная квартира, и даже не музей на чердаке были целью нашего посещения в тот день. Мы стремились на крышу, на террасу со знаменитыми, вычурной формы дымоходами. За пару минут лифт доставил прямо на место – то ли на фантастическую поляну со сказочными героями, то ли в будни шизофреника, это кому как угодно 🙂
“- Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший”, – сказал председатель комиссии на защите дипломного проекта Антонио Гауди в Барселонской Провинциальной школе архитектуры.
“- Похоже, теперь я архитектор”, – подвел черту студент.
“… Все равны, как на подбор,
и с ними дядька Черномор…”
А что? Похоже!
Сюрреалистическое воинство разбавлено жутковатыми дуплами…
…10-глазыми монстрами…
… шляпками грибов-галлюциногенов из битого стекла.
Функция этих статуй – замаскировать обычный для крыши беспорядок.
– Саша, – спрашиваю я свою трехлетнюю дочь во время прогулки по крыше, – тебе нравятся эти скульптуры?
– Даааа!
– А почему?
– Они страшные! – радостно восклицает ребёнок 🙂
Один из внутренних двориков:
Каса Мила стала последней светской работой Гауди. С 1910 года его единственная цель, боль, страсть и забота – Саграда Фамилия.
Место съемки: Барселона, Испания.
грибы издалека смотрятся, прямо как настоящие гигантские сморчки. Великолепная архитектура.
Гауди – гений.
Спасибо! Посмотрела с удовольствием. Реакция ребенка понравилась.:)
Мы были в Барселоне давно, еще до цифрового бума.:) Мою любимую фоту
из Каменоломни я отсканировала для ролика с приятными воспоминаниями.
Качество ужасное, но скан он и есть скан.:) Делюсь в качестве благодарности.:)
Фото >>
красиво
Интересно, спасибо! Не знала про этот музей, надо будет заглянуть в след.раз.
Прикольно!
“Продуманная Гауди система естественной вентиляции” – в смысле – сквозняки устроил? 🙂
>> Катрин: Это первое, что приходит в голову 🙂
На самом деле там всё продумано, вот описание процесса:
“Пассивная вентиляция работает за счет естественного давления ветра. На кровле устанавливается специальный зонт, или купол, который захватывает воздушные потоки.
Этот купол – по сути, тот же вентилятор, но работает он без электричества даже при слабой энергии ветра.
Купол затягивает свежий ветер посредством специального трубопровода с тем, чтобы тот своим естественным давлением вывел наружу несвежий воздух из помещения.
Внутри помещения устанавливается подающее воздух впускное устройство и теплообменник, приводящийся в рабочее состояние обратным течением воздушного потока (обратное течение возникает при естественном давлении).
В этом теплообменнике свежий приточный воздух нагревается выводящимся наружу отработанным воздухом. Циркуляция воздушной массы происходит во всех комнатах дома, при этом не возникает сквозняков.
Трубопроводы, по которым движется воздух, проводятся внутрь помещения по каждому простенку так, чтобы проточные трубы не касались оштукатуренных косяков зданий.
Система естественной вентиляции обеспечивает оптимальный климат внутри помещения без расхода электроэнергии. Эти системы просты и не требуют сложного дорогостоящего оборудования.”
Спасибо!
В октябре лечу туда. Надеюсь всё увидеть своими глазами.
Спасибо! А мы внутрь так и не зашли, в следующий раз 🙂 .
Гауди вообще нереально крут.
>> Катрин: Если получится – приходите туда ближе к вечеру. Показалось, что это наиболее оптимальное время, народу мало, свет хороший, и вообще на крыше среди этих “монстров” очень уютно как ни странно.