По Греции на автомобиле. Around the Greece by car.
Путешествие в оливковую страну.
Другие части:
День 1-й: Подготовка к путешествию, приезд в Грецию
День 2-й: исследование Афин: Акрополь
День 3-й: исследование Афин: холм Ликавиттос
День 4-й: остров Санторини: Ия
День 5-й: остров Санторини: винный музей и ослики
День 6-й: континентальная Греция: Дельфы, Фермопилы, Волос
День 7-й: подъем на Олимп
День 8-й: святые Метеоры
День 9-й: Загория
День 10-й: полуостров Пелопоннес, мост Рио-Антирио, Chlemoutsi, древняя Олимпия
День 11-й: полуостров Пелопоннес: Каламата, Mystras, дорога до Нафплиона
День 12-й: античный Эпидавр, Коринфский канал, Аттика, возвращение домой
День 6-й. Маршрут: самолет в Афины – аренда машины – дорога до Дельф – Sanctuary of Athena – Фермопилы – Volos – Литохоро у подножия Олимпа.
Самолет на материк отправлялся в 7.15 утра от компании “Olympic Airways”. Билеты мы купили по интернету еще из США, по 90 евро, что выходило почти в два раза дороже парома, но зато и время в пути сокращалось в пять раз. От Санторини до Афин самолет летит ровно 45 минут.
Проснувшись ни свет, ни заря в 5 утра, мы быстренько упаковались, перекусили чем было, и покинули виллу “Дельфини” с чувством благодарности и полного удовлетворения. Деревушка Ия и бело-синий Санторини стали одними из самых красивых мест из тех, что доводилось видеть в путешествиях. Аэропорт на острове располагался по дороге в Камари, примерно в 15 км от Фиры. Утром трафика не было совсем, и всего за полчаса мы добрались до места назначения, минуя виноградные плантации. Машину оставили незапертой на парковке у аэропорта, как и условились.
Несмотря на раннее время, крошечный аэровокзал был забит под завязку. Это отдохнувшие круизники-французы возвращались на материк, громко ругаясь, толкаясь, и в целом ведя себя очень грубо. Им ничего не стоило влезть прямо перед носом в очередь на регистрацию, беспардонно обсуждать других пассажиров, чуть ли не тыкая пальцами в лицо, что оставляло самые мерзкие впечатления. В нашем случае такой номер не прошел. Как только какая-то хамская “корова”, подбадриваемая такими же идиотами, сунулась было вперед, Илья твердо задвинул её плечом в сторону, а стоявшие за нами ребята-бэкпакеры пододвинулись поближе, не оставив тётке ни шанса. “Корова”, недовольно мыча, поплелась в конец очереди. Зла на таких моральных уродов не хватает. Но как бы там ни было, пройдя все препоны, мы оказались на летном поле, взойдя по трапу на борт крошечного самолетика с пропеллерами.
На Аляске доводилось летать еще на более мелких, но этот тоже был хорош, с двумя колоннами рядов по два места в каждом. Обычно, небольшие самолетики трясет сильнее, особенно над морем, но полет прошел вполне спокойно, и через час мы уже выходили из аэропорта в Афинах.
Резервацией на машину озаботились опять же заранее из дома, остановив свой выбор на конторе AutoUnion (заказывали через сайт http://www.economycarrentals.com/). Без проблем найдя нужный шаттл, через 10 минут входили в прохладный офис компании. Белый вместительный Hundai Accent обошелся в 200 евро на 8 дней, с полной страховкой и unlimited miles. Закончив с организационными делами в десятом часу утра, наконец взяли курс в середину Греции.
Первой контрольной точкой назначили древние Дельфы, в 175 км к северу от столицы. Из города выезжали медленно, потеряв значительное количество времени в пробке. Трехполосное шоссе гудело на разные голоса, сумасшедшие мотоциклисты лезли во все щели, рискуя каждый раз оказаться под колесами грузовиков. Но чем дальше от Афин, тем становилось свободнее, водители вежливее. Основная особенность греческого движения – любят ездить по правой обочине. Обгоны происходят строго по левой полосе, с включенным поворотником как в России, после чего машина перестраивается в правую полосу, но на этом не останавливается, а смещается еще правее, на обочину. В чем тут дело было непонятно; дорожное покрытие вполне сносное, и у нас не возникало желания покидать полосу, в отличие от греков.
Через 87 км довольно расслабленной езды, миновали Фивы (Thebes) – месторождение Геракла по греческой мифологии. Отсюда магистраль в Дельфы отходила на запад, и уже не являлась шоссе, а простой однополосной дорогой. Мы официально въехали в пределы региона Sterea Ellada, то есть “континентальной Греции”. Сверху он граничит с Фессалией, а с юга подчеркивается двумя узкими заливами – Коринфским и Патрским.
Дорога заструилась по горам, вихляя то вправо, то влево, то и дело забираясь на склоны Парнаса. Весенние цветы усыпали всё видимое пространство, насколько хватало глаз. Среди желтых кустов весело подмигивали алые маки, а кое-где были видны даже фиолетовые крокусы. Миновав Фивы, Ливадию (Livadia) и горную деревушку Arahova, въехали на территорию “пупа земли”.
Именно так, либо “центр мира” характеризовались древние Дельфы (Delphi). Согласно мифу, повелитель Зевс выпустил двух орлов с противоположных сторон мира, после чего их пути пересеклись в небе как раз над Дельфами. То, что орлы могли лететь с разной скоростью, в расчет, видимо, не принималось 🙂 Место получило статус священного, где поклонялись богу Аполлону, общение с которым происходило посредством Оракула. Просящие приходили на консультацию не с пустыми руками, благодаря чему древние Дельфы имели постоянный товарно-денежный приток. Дельфийскими Оракулами назначались женщины-жрицы старше 50 лет, называемые пифиями.
Пришедший за божественной помощью платил мзду, приносил на алтаре в жертву небольшое животное, после чего озвучивал свою просьбу. Она передавалась через жреца-мужчину пифии, а та, надышавшись ядовитых вулканических испарений в храме, в трансе произносила слова бога. Но интерпретировать их можно было по-разному; четкий ответ не относился к достоинствам провидицы. Самый яркий пример непонимания известный сейчас, это, наверное, история с лидийским царем Крезом. Он спросил у Оракула, стоит ли затевать войну против Персии. Ответ был таков, что если Крез перейдет реку, то погубит великую империю. Радостный царь взял приступом реку Halys и уничтожил государство… своё собственное. Вот такие они, оракулы, доверяй – но проверяй.
Интересно, что ранее в оракулы принимали лишь молоденьких девушек, но так как они часто сбегали с пилигримами с ответственного поста, то допустимый возраст сдвинули до 50 лет.
Древние Дельфы достигли пика своего развития к 4 в. до н.э., а к 191-му году перешли под контроль римлян, и со временем были упразднены как языческое ритуальное святилище. Дельфы очень эффектно расположены на краю скалы рядом с дорогой. К сожалению, место активно посещается организованными группами туристов, толпы среди развалин бродят просто ужасающие. По возможности приезжать лучше утром.
Кое-как впихнув машину на обочину между большими автобусами, мы отправились к месту раскопок, начатых в 1892-м году. Ходить отныне предстояло только по горам, в 35-градусную жару. Логически древние Дельфы разделены на две части-святилища: Аполлона и Афины. Платный из них только верхний, Sanctuary of Apollo, вход 6 евро. Sanctuary of Athena находится к югу, слева от дороги, и на наш взгляд, намного красивее. Надо ли говорить, что всех автобусных туристов возят в платную часть.
Через святилище Аполлона ведет тропа Sacred way, огибающая фундамент бывшего храма с несколькими поднятыми колоннами. В древние времена священную тропу окружали статуи на пьедесталах, подаренные Дельфам благодарными городами-соседями в знак признания за хорошие предсказания.
В храме Аполлона ранее возвышалась золотая статуя бога. Трещина, через которую на поверхность выходили ядовитые испарения – источник галлюцинаций Оракула, также находилась в храме, но на данный момент не найдена.
Забравшись еще выше по священному пути, мы увидели очень древний амфитеатр. Известняковые ряды-ступени были изрядно поедены временем, но смотрелись вполне крепко.
С верхнего ряда виды открывались чудесные, на голубоватые от дымки горные склоны и глубокие кипарисовые долины. Когда Дельфы перешли под правление римлян, те слегка надстроили амфитеатр, прибавив к нему несколько рядов. Так же они поступили и с Эпидавром на полуострове Пелопоннес, в который мы попали к концу путешествия. Тактика у них была такая, что не рушили всё вражеское, а улучшали для своих целей.
Солнце все сильнее жарило сверху, и погуляв еще минут 20 среди развалин и прибывающих толп, мы ретировались в святилище Афины.
Недалеко от входа заметили продовольственную лавочку, но радовались недолго. Вода в магазине отсутствовала как класс, по-видимому – специально, а самый простой бутилированный чай продавался по 2 евро за баночку. Повышать цены на воду не могут по закону, вот и не продают совсем, наживаясь на разморенных жарой туристах. В деревушке в 1 км выше по дороге с водой все в порядке, за демократичные 50 центов. Жадную лавку мы забайкотировали из принципа.
Святилище Афины (Sanctuary of Athena) расположено в Мраморном карьере, и легко достигаемо по тропинке, ведущей через оливковый лес. Самое красивое строение здесь – это конечно же Tholos, цилиндрический храм, состоящий раньше из 20 колонн. В 1938-м году подняли лишь три из них, но и этого вполне достаточно, чтобы оценить красоту необычного сооружения.
Предназначение его так и не установлено. Кроме Толоса, среди олив виднелись руины двух храмов, посвященных богине Афине. Народу в святилище совсем не было, мы вдоволь побродили среди мраморных останков былых времен под приятный щебет птиц.
Илья, как программист-дельфист, специально притащил через океан в Грецию обложку диска “Delphi 5”, чтобы запечатлеться вместе с ним в Дельфах. Вот так исполняются мечты у человека 🙂
Все нарастающая жара нас окончательно достала, и когда стало стучать в висках, мы поняли, что с прогулками пора завязывать. Приятно было снова очутиться в прохладном салоне Хёндаи, с тихим приветственным жужжанием кондиционера. В этот день мы планировали забраться как можно севернее, в идеале – заночевать где-нибудь в пределах национального парка Олимп. А пока оставалось время, решили по пути остановиться в парочке интересных мест.
Одним из них стал знаменитый городок Фермопилы, где спартанцы задержали персидскую саранчу. Фермопилы находились строго над Дельфами, на севере в 65 км, если посмотреть на карту. Дорога петляла зигзагами по горам, выводя то к тихим монастырям, то к полупустым деревушкам.
Во время турецкой оккупации Греции (туркократии), эти деревни оказались слишком удаленными даже для сбора налогов, поэтому не фигурировали в архивах. Наконец, дорога спустилась с гор, и мы по накатанной въехали в Thermopyles. Рядом проходило государственное Афинское шоссе, т.е. в город можно попасть и менее романтичным путем.
Слева при въезде возвышался бронзовый монумент царю Леониду и горизонтальная стена с барельефами-фигурами героических спартанцев. Вопреки блокбастеру “300”, спартанцев было на самом деле около 7 тысяч, которые удерживали 2-миллионную персидскую армию в узком ущелье в течение нескольких дней. В живых тогда осталось всего двое греческих солдат.
Но была и еще одна причина нашей здесь остановки – горячие источники, из-за которых город, собственно, и получил своё имя – “Горячие ворота”. Найти их просто – по запаху. Ну а более точно – съезд расположен почти напротив памятнику Леониду, около заправки. Небольшая аллея оливковых деревьев вывела прямо на берег ручья с клубящимся паром. Запах серы очень сильный, особо нежные натуры могут завалиться в непродолжительный обморок, но тогда их стоит буквально на несколько секунд поставить ножками в источник, и обморока как не бывало. Вместо него появится ожог 🙂
А если серьезно, то в серном ручье можно простоять от силы пару минут, вода градусов 50°С, голубая и чистейшая, заполняет энергией по самую макушку. Надышавшись серными испарениями, мы поспешили в дорогу, пока не начались галлюцинации.
Путь держали на морской город Volos, известный тем, что из него отчалили Аргонавты во главе с Ясоном за золотым руном. Волос расположен на самом стыке материка и полуострова Pilio. Еще во время приблизительного планирования путешествия, мы хотели поездить по его лесным дорожкам, мифическому местообитанию кентавров. Но данный крюк никак не вписался в окончательный план, и Пилио мы, к сожалению, не видели.
В Волос можно попасть всё по тому же шоссе Е75, двигаясь в северном направлении. Город спланирован как по линейке (наверняка таким не был до землетрясения 1955 года); улочки узкие, трафик плотный, но не грубый. Мы держали путь к пешеходной улице Argonafton, огибающей набережную по дуге, и хотели пообедать в одном из тамошних ресторанчиков. Ресторации обычно выбираем по принципу “где местные сидят”, доверяя в таком вопросе чутью местного населения. Таким образом, скоро оказались за столиками небольшого ресторана-ouzeri, недалеко от воды, присев чуть в отдалении от нескольких греческих компаний.
Название “ouzeri” происходит от “Узо” – греческой водки, которую подают в данных заведениях в окружении горячих закусок. Всё очень цивильно и прилично, совсем не в духе советских водочных. Городок Volos славится своими ouzeri по всей Греции, и даже если вы не пьете ни капли, то заглянуть туда непременно стоит, прикоснуться к южной европейской экзотике. Кроме ouzo в ресторанах могут предложить tsipuro – крошечные бутылочки с разбавленным спиртом, добываемым из виноградной лозы и листьев. Но “узо” у нас не пошло с самого начала из-за анисового запаха, который строго ассоциировался с микстурой от кашля; а более алкогольное tsipuro за рулем пить не хотелось, поэтому, как всегда, остановились на легком домашнем вине. Днем в заведении были уменьшенные цены на некоторые блюда, и мы не прошли мимо мясного ассорти и seafood pie с мидиями, креветками и крабовым мясом, сопроводив это дело, по обычаю, тцатзики. Цена за обед порадовала – 25 евро, волне приемлемо для такого количества.
По окончании трапезы случилась забавнейшая вещь. Илья обратился к официанту с просьбой принести счет, причем была сказана гениальная фраза: “Excuse me, tov loghariazmo, por favor”. Минуту мы все смотрели друг на друга, а потом нас пробило на ржач. Смешивание трех иностранных языков в одном предложении на полном автомате явно указывало, что погружение в среду пошло. Пусть немного кривовато, но хоть какой-то прогресс. До конца путешествия эта фраза стала нашим любимым выражением, и каждый раз, оказываясь в ресторане, мы невольно вспоминали маленькую ouzeri в Волосе.
Из Волоса отправились сразу на север по Е75, никуда больше не сворачивая. По пути миновали 4 толла, два из которых взяли по 2 евро, выдав билетики, напечатанные на хорошей глянцевой бумаге; а два оказались бесплатными. На полпути показался горный хребет Olympos, и проехав через ущелье Enipeas, увидели внизу в долине красные крыши деревни Litohoro.
Литохоро был основан в 20-х годах прошлого столетия как санаторий для выздоравливающих туберкулезных больных. Сейчас это база для всех желающих подняться на Олимп. В городке есть все, что нужно туристам, от дешевых хостелов до магазинчиков, торгующих альпинистским снаряжением.
Мы не думали, что в мае будут проблемы с жильем, поэтому заранее ничего не резервировали, понадеявшись на случай. Главная деревенская улица Agiou Nikolaou окончилась небольшой площадью, вокруг которой и были сосредоточены гостиницы на любой вкус. Проверив три-четыре, остановили свой выбор на отеле “Афродита”, где предложили номер всего за 30 евро. Утопая ногами в шерсти белоснежного пушистого ковра, перенесли вещи в комнату. После чего отдыхали до самого вечера на балконе, любуясь горным хребтом вдали, мысленно готовясь к завтрашнему походу на Олимп.
Часть 1-я | Часть 2-я | Часть 3-я | Часть 4-я | Часть 5-я | Часть 6-я | Часть 7-я | Часть 8-я | Часть 9-я | Часть 10-я
Катерина Андреева
Хьюстон, США – Греция
Май, 2006.
Фотографии:
Спасибо! У вас получился один из лучших путеводителей, которые я всегда изучаю перед поездкой в новую для себя страну. Очень конкретно и в то же время не лишено романтики:)
Отличный путеводитель получился.
Уже куплены билеты на май 2013 г.
Читаю и впитываю опыт “бывалого”.
Очень благодарен за полученные
сведения и красивые фото.
>> Катрин: Спасибо за отзыв! Пишите, если будет что-нибудь непонятно.
класс! спасибо! как будто сама побывала в Греции :0)