Третья часть рассказа о путешествии по Чили.
Содержание:
День 1-й: Подготовка к путешествию; приезд в Чили через Панаму
День 2-й: Punta Arenas
День 3-й: пингвины острова Магдалены и заповедник Seño Otway
День 4-й: Torres del Paine National Park: три башни
День 5-й: Torres del Paine National Park: озеро Pehoe
День 6-й: Torres del Paine National Park: ледник Grey
День 7-8-й: Torres del Paine National Park: сплав на каяках; возвращение в Сантьяго
День 9-й: Остров Пасхи
День 10-11-й: Новый Год в Сантьяго; перемещение в Атакаму
День 12-й: Атакама: Альтиплано и долина Луны
Окончание: Эль-Татио и долина Марса; возвращение в Сантьяго; перелет домой
День 3-й. Маршрут: сплав на остров Магдалены – съемка пингвиньей колонии – хозяйственные дела в Пунта-Аренасе – заповедник Seño Otway.
Накануне, мы сходили подтвердили бронирование на два места в туре к острову Магдалены. Проснувшись в полшестого, позавтракали в хостеле прямо на хозяйской кухне в гордом одиночестве. Завтрак, прямо скажем, был никакой: порезанные до прозрачного состояния кусочки ветчины и сыра на огромных кусках белого недопеченного хлеба. Пришлось потрясти свой НЗ, достать ореховые батончики, приготовленные в поход по национальному парку Torres del Paine. Запив это дело чаем и кофе, без 5 семь уже были около офиса конторы “Solo Expediciones”, в двух кварталах от нашей базы.
Заплатили ребятам по 32 тысячи песо на каждого. Цена отнюдь не маленькая для такого рода экскурсий, но у данного агентства были преимущества перед более дешевыми. Во-первых, количество мест в группе ограничено двадцатью, а не несколькими десятками, как у других. А во-вторых, туры отправлялись на остров только по утрам, что очень важно с точки зрения фотографии. В других же фирмах туристов свозили к пингвинам в самый разгар дня, когда и свет плоский и неинтересный, да и большая часть пингвинов находится в море, добывая корм. А вот утром они только что проснувшиеся, ленивые, освещенные пока еще низким солнышком – вот тут-то их и надо брать, тепленьких 🙂
Остров Магдалены, расположенный в Магеллановом проливе, целиком заселен пингвиньей колонией вида Speniscus magellanicus. Примерно 50 тысяч птиц приплывают сюда, чтобы с сентября по март вывести потомство. Остальную часть года пингвины проводят в море-океане, в более теплом климате, поэтому в летние месяцы стремиться на остров бессмысленно, он попросту пуст.
На четырех миниавтобусах наша группа из 20 отправилась охотиться за пингвинами. Народ попался разный, в основном американцы и французы, без детей. Через 20 минут мы подъехали к маленькой бухте, где у причала поджидал скоростной катер Zodiac с брезентовым верхом. Двое водителей-пилотов раздали всем спасательные жилеты, сказав, не снимать их даже на суше, после чего мы в бодром темпе поскакали к острову.
На море был штиль, и катер сумел развить неслабую скорость, пролетая по несколько метров над водой, лишь изредка касаясь днищем её поверхности. Мы как хрюндели в грузовике подпрыгивали к потолку и обратно, да так, что в один момент я чуть было не приземлилась на колени к какому-то незнакомому дядьке : ) Было весело. Через полчаса капитан выключил мотор, и наш Зодиак стал подкрадываться к острову практически в тишине.
Конечно, в условной тишине, так как вскоре ухо уловило клёкот и звуки возни тех самых, за кем мы приехали. А запах! Помнится, в фотодневнике о путешествии по Аляске я рассказывала, как нас поразило амбре фонтана, который выпустила рядом вынырнувшая касатка. Так вот здесь было примерно похоже – запах рыбы и птичьего помета опутывал остров, и хорошо чувствовался еще до высадки. Но, в конце концов, мы – не кисейные барышни, знали, на что идем и с какой целью.
А цель была одна – за отпущенный час времени (за этим очень строго следят!) наснимать как можно больше материала о пингвинах. Работали в четыре руки, в очень высоком темпе, сравнимым с тем, когда фотографировали колибри в Коста-Рике.
Из оборудования использовались 5D c 100-400/4.5-5.6 L IS USM и 10D с 70-200; штатив скорее мешал, чем помогал, уж больно пингвины оказались вертлявыми.
На острове проложена одна единственная тропа, огороженная по краям, с которой людям сходить категорически запрещено. То есть нельзя по собственному желанию ломиться через пингвиньи норы в поисках интересных кадров.
Надо сказать, что такое ограничение в свободе передвижения ничуть не мешает – пингвины сами лезут в объектив, да еще как!
Буквально в первые минуты после высадки, мы отсняли два фоторепортажа, позже получившие названия “Про пингвина Степаныча” и “Как Степаныч женился”.
Общие рекомендации по съемке: стараться снимать пингвинов не сверху с высоты собственного роста, а на уровне птичьих глаз. Для этого придется изрядно поприседать, а кое-где даже прилечь за холмиком (а вокруг, гм… совсем не чисто 🙂
Зума в 200 мм вполне достаточно.
Однако, если хочется запечатлеть пингвинов по частям, их лапки, крылышки, глазки и клювы во всех подробностях, то не обойтись без 400 мм.
Магеллановы пингвины относятся к виду очковых, хорошо отличимы от сородичей по двойной черной полосе у горла.
В высоту они примерно до колена взрослому человеку; я ожидала, что будут помельче. Питаются пингвины крилем и мелкими сардинами, охотясь на них под водой группами. Часто доводилось видеть, как такая группа-банда шла на дело, будто специально сговорившись.
В воде вели себя как дельфины, выпрыгивали, махали плавниками, пытались взлететь.
В остальное время дня они сидели около своих нор, чистили перышки, ухаживали за птенцами.
Многие птенцы по размеру превосходили своих родителей, но всё еще были покрыты детским коричнево-серым пушком, напоминавшим скорее мех, а не перья.
Обычно у Магеллановых пингвинов появляется двое отпрысков за раз; но в голодные годы родители принципиально могут кормить лишь одного птенца. Естественный отбор в действии.
Кстати, на протяжении всей своей жизни (около 20 лет), пингвины заводят потомство с одним и тем же партнером, и преимущественно живут в одной и той же норе. Вот такие однолюбы и консерваторы : )
Надо было видеть, с какой гордостью некоторые из них демонстрировали своих малявок.
Мы садились рядом с норой, ласково разговаривая с родителями, после чего один из них сигал внутрь и выталкивал на свет одного, а то и сразу двух птенцов – мол, посмотри на моих деток.
Если мы продолжали восхищаться, родители буквально светились счастьем и жмурились от удовольствия.
Прозвище у Магеллановых пингвинов – “jackass”, за то, что орут как ослы. Причем в буквальном смысле, послушайте сами. С периодичностью раз в 5 минут кто-нибудь из них вставал в позу, раскрывал крылья, задирал голову, и давай голосить.
А ведь на острове таких певцов не один, и не два; шум-гам стоял еще тот.
Этими воплями холостые самцы старались привлечь самочек. Бывало, соберет этакий вокалист вокруг себя 5-6 зрительниц, они послушают-послушают, да и разойдутся в разные стороны, зря только голосовые связки драл.
Тогда в ход шли боевые навыки – певцы-неудачники старались покусать или просто грудью оттолкнуть более удачливого соперника от понравившейся дамы сердца.
Чаще всего это заканчивалось тем, что самочка, плюнув на обоих, уходила с кем-то третьим.
Пингвины оказались чрезвычайно любопытными существами. Нас они практически не боялись, с интересом подходили на метр-два, и даже копировали наши позы.
Снимая одного из них крупным планом, я согнулась в три погибели, да еще низко присела. Оборачиваюсь – а за мной группа сидит в том же положении, наше вам “Ку!” 🙂 Смеху было!
Некоторые пингвины явно стеснялись, хотя и очень хотели разглядеть нас поближе. Они подходили кучкой обычно из 4-5 особей, выталкивая вперед какого-нибудь простофилю, а сами, прячась за его спиной, глазели на странных пришельцев. Привлекали пингвинов не только мы, но и наши вещи. Стоило оставить на тропе штатив или рюкзак и отойти подальше, как вокруг них собирался пингвиний консилиум, размахивали крыльями, обсуждали что-то…
Ближе к полудню всё больше и больше пингвинов скапливалось на берегу, готовясь уплывать на кормежку. Плавают они обычно на расстояние в 25-30 миль от берега, ловят рыбу, но и не забывают про того, кто дежурит в норе.
Час пролетел совсем незаметно; рулевые Зодиака попросили всех вернуться к причалу, где стали поить народ горячим сладким чаем. В Патагонии хоть и наступило лето, но температура была совсем невысокая, тем более утром – градусов 10-12° С.
Мы сидели на берегу, любовались маяком на холме, а вокруг шныряли пингвины, то из воды, то в воду… Полный сюр.
По плану, после острова Магдалены мы должны были доплыть до острова Св. Марты, посмотреть морских котиков с воды (остров не приспособлен для высадки). Но вдруг поднялся шквальный ветер, в проливе вздыбились огромные волны в 4 метра высотой, поэтому капитан взял курс прямо на материк. И тут меня сразила морская болезнь. Особенно худо приходилось, когда Зодиак ухал с гребня волны вниз, прямо тошнотворные ощущения в прямом смысле слова. Народ подпрыгивал под самый брезентовый потолок, и даже веселился, за исключением тех, кто, как и я, сидели сжав зубы, боясь открыть рот во избежание “приятной” неожиданности. Через полчаса мы уже мчались по пути в Пунта-Аренас на миниавтобусе, и еще до прибытия в город от моей неожиданной морской болезни не осталось и следа. Поездка на о. Магдалены понравилась чрезвычайно. Если бы довелось оказаться в тех краях, я бы обязательно съездила туда еще раз.
Настало время обеда. В отличие от предыдущего дня, мы решили остановить свой выбор на каком-нибудь кабаке-столовой для местных. И вскоре на окраине Пунта-Аренаса встретили именно то, что надо. За столиками сидели компании бородатых “морских волков” вперемешку с рабочими в комбинезонах не первой свежести. На нас, двух белых гринго, они не обратили ни малейшего внимания, занятые своими разговорами. Через пару минут к столику подошла улыбчивая кухарка-чилийка, у которой просто заказали menu del dia. В тот день это был овощной суп с мясной косточкой и тушеное мясо с салатом. Сопроводив это дело двумя гранеными стаканами красного столового вина (vino tinto grande), остались более, чем довольны, особенно демократической ценой 6 тыс. песо ($12).
После обеда съездили в центр Пунта-Аренаса в офис агентства “Patagonia activa”, чтобы через них забронировать экскурсию на каяках среди айсбергов в национальном парке Torres del Paine. Дали им задание подобрать несколько вариантов, после чего опять отправились в супермаркет Abu-Gosh на до-закупку продуктов для похода. В этот раз не обошли вниманием местное красное вино в картонных литровых коробках, очень дешевое ($2), а также захватили пару плиток отличного шоколада “Talento”. Заодно накормили и машину – на заправках принят full service, как и в большинстве стран Латинской Америки; стараются наливать до круглой цифры; 530 песо за литр.
В офисе турагентства уже поджидал план готовой экскурсии: full day (5,5 hours) kayaking among icebergs on Lago Grey, $138 на каждого. Очень любезная менеджер снабдила нас картами и контактной информацией гидов, с которыми мы должны были встретиться через три дня в кемпинге Rio Cerrano на территории парка TDP. На этом хозяйственная часть завершилась, а у нас еще оставалось несколько свободных часов светлого времени.
Решили, что этот день будет “пингвиньим”; раз начали его на о. Магдалены, то закончим в заповеднике Seño Otway, где так же располагалась колония Магеллановых пингвинов, но гораздо более скромных размеров. Очень уж мне нравились фотографии пингвинов “во ржи”, как я их называла. Довольно необычное и комичное зрелище.
Добраться до заповедника Seño Otway можно по дороге #9, на север от Пунта-Аренаса 38 км, после чего еще 27 км влево на запад по грунтовке. Знака-указателя там не было, и мы поначалу проскочили нужный поворот, проехав аж до пограничного поста километрах в 50. Там нам разъяснили что к чему, отправив назад. По пути к Пунта-Аренасу действительно увидели табличку заповедника на обочине главной дороги. Будьте внимательны.
Вокруг колыхались патагонские степи. Толстые, нестриженные овцы с подозрением косились на машину, подзывая блеянием своих ягнят при нашем приближении. За очередным холмом мы наткнулись на нанду – южноамериканских страусов, не сильно больших, особенно по сравнению с африканскими родственниками, но также хорошо бегающих. Головы в траву они не стали прятать, а предпочли просто отбежать на сотню метров.
Вскоре путь перегородила будка со шлагбаумом, где с нас состригли 1000 песо + 500 с каждого на ремонт дороги. В душе осталось ощущение надувательства; не знаю, законно ли там эта будочка промышляет.
Не доехав до залива пары километров, остановились передохнуть-перекусить на травке, однако это не удалось сделать, потому что заметили скунса. Живущих в США не удивишь этими животными, которых частенько сбивают машины, о чем еще долго свидетельствует характерный запах жженой резины. Но данный скунс был не просто другого вида, а с детьми.
Скунсиха нас прекрасно видела, поэтому повела своё семейство в обход так некстати возникшего на её пути препятствия. Трое детей крутились вокруг неё как большой черно-белый мяч. Мы не могли различить их мордашек в этом шерстяном круговороте, только хвосты и пушистые загривки. Илья сделал было попытку приблизиться, рискуя быть обрызганным скунсовым “ароматом”, но скунсиха повела себя как настоящий бойцовый волкодав.
Оскалив клыки, она вставала в стойку, принимаясь делать пугающие выпады в сторону противника; только что не лаяла. Сделав пару кадров, оставили разъяренную мамашу в покое.
Через некоторое время показался въезд в пингвинарий Seño Otway, с обширной парковкой перед билетными кассами, где с нас взяли по $10 за вход. Сюда, в основном, привозят организованных туристов, которые шумными толпами курсируют по деревянным мосткам, проложенным над травой.
А пингвинов – кот наплакал; мы насчитали всего пару десятков, что ни в какое сравнение не идет с островом Магдалены. Да и находились они на приличном расстоянии от дорожек, без линзы в 400 мм, а еще лучше – 600 мм, там делать нечего. Однако, осуществить мечту – запечатлеть пингвинов в траве – всё же удалось, и даже с птенцами.
Если фотографии с о. Магдалены – это преимущественно крупные планы и портреты, то из Seño Otway – общие.
Так сказать – пингвины, вписанные в пейзаж, что само по себе неплохо, но не дает полного представления о них.
На берегу залива было построено укрытие с окошками-бронебойницами для подглядывания за пингвинами на пляже.
Вечером свет бил прямо со стороны воды, фотографировать в таких условиях затруднительно.
Относительно большая группа птиц собралась на галечном берегу под валуном; чирикали, чистили перышки, временами уходя в заросли травы. Двигались пингвины колонной, отчего “во ржи” прослеживались явные натоптанные тропинки.
Некоторые из них вели к протокам под деревянными мостками, другие – в обход нор-гнезд. Последние, кстати, были расположены довольно далеко друг от друга, не так по-коммунальному, как на о. Магдалены.
Кроме пингвинов, в заповеднике отлично себя чувствовали зайцы, хрумкающие солёненькую прибрежную травку, семейства горных гусей, а так же летали круглые мохнатые птицы с красным пузом.
На тот момент точного названия мы не знали, клича их “летающие задницы” за схожесть форм. Позже по определителю птиц удалось опознать в них красногрудых трупиалов, характерных обитателей южного Чили и Аргентины.
В заповеднике мы пробыли до закрытия, не столько фотографируя, сколько просто наблюдая за живностью. К вечеру вернулись в нашу гостиницу в Пунта-Аренасе, приводили себя в порядок, собирали и укладывали рюкзаки, чтобы на следующий день отправиться в путешествие по национальному парку Torres del Paine.
Часть 1-я | Часть 2-я | Часть 3-я | Часть 4-я | Часть 5-я | Часть 6-я | Части 7-8-я | Часть 9-я | Части 10-11-я
Катерина Андреева.
Хьюстон, США – Чили, Южная Америка
Декабрь, 2007 – Январь, 2008.
Фотографии:
Пингвины, как фотомодели, по настоящему вроде позируют. Отличный фоторепортаж.
у этих пингвинов все как у людей))
Катерина!
Ваш сайт вроде настольной книги для меня. Прихожу с работы и читаю, муж спрашивает: “Куда сегодня поехала? Лида.
Спасибо.
Да! такое увидишь не часто!!
люблю сайты о природе! спасибо!
Да..если бы меня раньше спросили есть ли связь между Чили и пингвинами, я бы точно ответила, что никакой ))
Какие чудные места, пингвинов море 😉
Просто великолепное зрелище – хоть раз побывать..
У меня пингвины в Чили вызвали некоторый географический шок. Никак Чили и пингвины не состыкуются. Отправляюсь читать подробности про Чили и чилийскую живность.
А сайт прекрасный!
Шикарные фотографии! Цвета!
Чёткость!
Кенон 5д и Телевик.
Отличный текст, интересно читать!
ой.пингвиненки)тоже хотелось бы съездить туда.посмотреть!
Просто замечательный пост. Потрясающие фотографии. А как интересно все описанно. Очень рада, что нашла ваш блог. Мне всегда нравились пингвины, но после вашего рассказа они симпатичны мне еще больше
Супер пингвинчики – как же им весело там жить наверное
пингвинчики такие милые)))
как же интересно..А фото вообще замечательные! Вот мы ходили в поход на Урал,четверочка.. эх,тоже хорошо было..
спасибо! очень красиво и познавательно
какие они пушистые :))
спасибо большое ))) добавил вас к себе
чтобы читать, значится ))
я в восторге!!!
птичка с оранжевой грудкой – очаровательный кадр!
Боже ты мой, какая красота и прелесть. Спасибо вам огромное за рассказ и чудесные иллюстрации, подняли настроение. Пингвины – невероятные зверюги, умные и симпатичные. И детки у них пушистенькие :)) Извините за сюсюканье, не смогла удержаться.
Забавные создания:) Особенно они очаровательны, когда ещё маленькие!
как интересно и красиво!спасибо!
Пингвины хороши. Чем снимали?
>> Катрин: Спасибо! Список техники здесь:
http://www.andreev.org/about-katrin-and-ilya-andreev
очень интересно! спасибо Вам огромное 🙂
ужасно интересно! спасибо!
большое спасибо. Чудесные птички)
zamechatel’no!
Красногрудый трупиал – звучит угрожающе:-) Но сводки с птичьих базаров очень занимательными получились. Так держать!
какие же они классные