Продолжение рассказа о путешествии по Австро-Венгрии.
– Король-креститель
– Олимпиаде – нет!
– мороженое-роза
Содержание:
Часть 1-я: прилет в Вену; однодневный маршрут по центру
Часть 2-я: Братислава, Словакия
Часть 3-я: Вена: Пратер
Часть 4-я: Из Вены в Будапешт
Часть 5-я: Будапешт: центр
Часть 6-я: северное побережье Балатона
Часть 7-я: Венгрия: Тапольца и Шюмег
Часть 8-я: Словения: Птуй
Часть 9-я: Австрия: Грац
Часть 10-я: Словения: Любляна и народный парк Триглав
Часть 11-я: Австрия: Халльштатт и Госау
Часть 12-я: Австрия: Шафбергбан и Дахштайн
Часть 13-я: Австрия: Зальцбург
Часть 14-я: Чехия: Чешский Крумлов
Часть 15-я: Чехия: Крумлов и Будеёвицы
Часть 16-я: Австрия: долина Вахау – снова Вена – возвращение домой
Часть 5-я. Маршрут: Будапешт: кафе “Gerloczy” – Рыбацкий бастион – вокруг Парламента – мороженое-роза.
Первым делом с утра мы отправились на завтрак (reggeli) в кафе “Gerloczy” – «наиболее парижское место в Будапеште». Ну это они сами себя так охарактеризовали, и оказались абсолютно правы. Французские флюиды действительно витали в воздухе. Даже во время съемок Спилбергом блокбастера “Munich” про трагические события на Олимпиаде в Германии в 1972 году, сцены в «парижском» кафе были сделаны здесь.
Начинают печь они в 7 утра, а первая партия круассанов готова к восьми. Чашка свежесваренного кофе, чашка отличного листового чая (по 500 Ft, 1 евро = 315 Ft), утиный паштет, омлет, плюс необычно поданный «на шпаге» хлеб flute bread, сделали свое дело – положили отличное начало длинному дню. На счет хлеба (kenyér). Он настолько любим и популярен в стране, что эта особенность отражена в местной пословице: «Венгры даже хлеб едят с хлебом».
Сидели, кстати, на террасе, в тени огромного тополя, а официантами там работают солидные мужчины в летах. Самые высокие рекомендации кафе.
Этот день мы опять планировали провести между двух берегов, перемещаясь из Пешта в Буду, и обратно. А сразу после завтрака оказались у подножия Крепостной горы (Castle Hill), в районе Víziváros (Прибрежный). В стародавние времена это был квартал рыбаков и ремесленников, а сегодня он представляет собой скопление старых зданий, которые под странными углами карабкаются вверх на холм.
Монумент Питеру Мансфельду – участнику вооруженного венгерского восстания против просоветского режима в 1956 году:
Целые переулки сложены из лестниц, поднимающихся от главной улицы с псевдо-вьетнамским названием Fo (Фё). Некоторые их них до сих пор освещаются газовыми лампами, что в сумерках придает им таинственный диккенсовский вид.
И вот мы на вершине холма, в Рыбацком бастионе. По сути это площадь, окруженная галереей с 7-ю коническими шатровыми башнями, символизирующими семь мадьярских племен, завоевавших Карпатский бассейн.
И Дунай, и Парламент на том берегу смотрятся отсюда очень живописно.
Несмотря на название, Рыбацкий бастион (Halászbástya) никогда не имел оборонительного значения. Просто будайские рыбаки из нижних кварталов продавали свой товар на рыбном базаре на площади, заодно защищая её.
Весь бастион был задуман как архитектурный фон для церкви Матьяша, построенной в редком для будапештского градостроительства готическом стиле. Крыша церкви очень нарядная, покрыта черепицей знаменитой печской фабрики «Жолнаи», и красиво отражается в зеркальных стенах гостиницы «Hilton”, разместившийся у неё под боком.
Если вы хотите запомнить хотя бы одного персонажа венгерской истории, то пусть это будет Иштван I Святой – первый король Венгерского королевства. Его конная статуя в окружении львов тоже является частью Рыбацкого бастиона.
В 1000 году Иштван был коронован Папой Римским, после чего стал активно христианизировать страну, обращая венгров в новую религию. Со своим современником, князем Владимиром Святославичем – крестителем Руси, даже имел некое родство через женитьбы племянников/детей. Умер Иштван естественной смертью в возрасте около 70 лет, что для того времени скорее исключение, чем правило.
20 августа, или День Св. Иштвана, считается у венгров основным государственным праздником. Отмечается массовыми гуляньями, фейерверками, фестивалями, с чардашем и гуляшом 🙂 О как почитают короля!
Площадь András Hess ter, названная в честь первого книгопечатника Венгрии:
Карта маршрута по Будайской крепости:
Из Рыбацкого бастиона серией лестниц, обрамленных каштановыми деревьями, мы спустились к набережной Дуная, и оказались на площади Batthyány tér.
Народу здесь было – не протолкнуться, ведь площадь является одним из основных пересадочных пунктов общественного транспорта. По плану значился перекус в ресторане “Angelika”, о котором тепло отзывались во многих отчетах. Терраса у них зачетная, с удобными креслами и отличным видом на Парламент. А еда самая обычная, хотя гуляш и сальса из помидор с луком очень хороши! Пиво всего по 2 евро. Если по пути, то зайти можно, но специально ехать не стоит.
По мосту Маргит (Margit hid), имеющему необычную форму в виде тупого угла, мы переместились в Пешт в очередной раз, и направились к зданию Парламента, которое столько раз уже видели с противоположного берега. Но не дойдя до него, увязли в… Олимпийских кольцах.
Раскрашенные в цвета национального флага Венгрии, они были возведены в рамках программы подготовки столицы к принятию летних Олимпийских игр 2024 года. Но, как известно, в феврале прошлого года правительство страны отозвало заявку Будапешта. Среди причин было названо отсутствие политического и национального единства в отношении приёма Игр.
Андраш Фекете-Дьор, координатор молодежного движения Momentum:
«Венгрии не нужна Олимпиада в 2024 году в Будапеште. Олимпиада – это прекрасно, мы можем провести её в 2036 году, если хотите. Но сейчас деньги нужно использовать на модернизацию школ, развитие больниц и выведение миллионов человек из бедности».
Его поддержали тысячи человек, и таким образом, Будапешт выбыл из олимпийской гонки.
А за кольцами мы нашли настоящее сокровище – детский парк “Olimpia”. По сути, это обычная детская площадка, но напичканная всякими современными штуками: альпинистская рамка в виде корабля, пружинное покрытие, качели, прыгалки, лазалки, и бегалки.
Имея в активе маленького ребенка, для нас площадка оказалась настоящим спасением, и позволила перевести дух (по периметру много удобных скамеек для родителей). Все эти средневековые замки и статуи для детей не особенно интересны, наконец-то нашлось развлечение по возрасту. Уже позже, когда я тестировала ребенкину память и спрашивала, что в каком городе ей больше всего понравилось, дочка неизменно называла олимпийскую площадку в Будапеште.
Буквально за углом располагался Орсагхаз («Дом страны»), то бишь резиденция парламента Венгрии на берегу Дуная. Строительство здания парламента было задумано после объединения Буды и Пешта в 1873 году. Интересно, что венгры, объявив конкурс международным, немножко схитрили: объявления были размещены только на венгерском языке. Tак что формальности были соблюдены, а иностранцы получились в пролете. Победителем стал проект венгерского архитектора, члена венгерской академии наук, преподавателя Технического университета Имре Штейндла.
То, что здание находится прямо в двух шагах от Дуная, конечно, очень красиво, но это значительно усложнило строительство. Пришлось укреплять берег, забивать тысячи свай из лиственницы, а сверху заливать это дело бетоном, толщина которого местами составляла до пяти метров.
Строительство обрело грандиозные масштабы и стало хорошим толчком для развития многих отраслей венгерской промышленности, особенно по добыче мрамора. Первоначальная строительная смета была значительно превышена, и составила в итоге 37 миллионов крон. На эти деньги в те годы можно было легко отстроить новый город-многотысячник. Но результат, конечно, впечатляет.
Парадный вход в здание парламента располагается на площади Лайоша Кошута (Kossuth Lajos tér), здесь же вышагивают караульные в модных солнцезащитных очках. На углу одного из зданий можно заметить необычный мемориал из шрапнельных пуль, задуманный и воздвигнутый в честь погибших во время восстания 1956 года.
Наискосок мимо бронзового мостика и статуи Имре Надю – венгерскому политическому деятелю, через площадь Свободы, и вот мы уже находимся у ступенек Базилики Святого Стефана (Иштвана). Это было начало учебного года, многие детишки радостно скакали по площади перед собором в аккуратной школьной форме.
Ну а взрослые явно интересовались киосками. А то! Наверное, самый популярный бар Будапешта – DiVino, устроил на площади настоящую винную феерию. Они пригласили виноделов из 22 регионов Венгрии, каждому выделили по солидному прилавку в персональной избушке, и торговля пошла. Цены были на любой кошелек, от 1 евро за бокал демократического “Portugieser” (он также входит в состав знаменитой «Бычьей крови») и «Кадарки», до выдержанного “Tokaji Aszu” 6 путонов какого-то мохнатого года по 120 евро за бутылку (стаканами не наливали).
Ягоды «асу» можно встретить только на виноградниках Венгрии. Так специалисты называют виноград, пораженный благородной плесенью грибка botrytis cinerea.
В октябре после нескольких недель дождей и туманов наступает теплое бабье лето. В это время от сырости на виноградных гроздьях появляется плесень, а когда погода меняется к лучшему, ягоды не гниют, а завяливаются, образовывая на гроздьях изюминки, в которых заключается особая ценность. «Асу» очень важны для производства вина, так как сок в них концентрируется настолько, что сахаристость вина с его добавлением повышается до 40–60 процентов. Отсюда происходит знаменитая сладость венгерских вин, которые, по общему признанию, вполне могут соперничать с французскими сотернами.
Сами местные очень даже прикладывались к вину: там, где мы успевали лишь чуток пригубить, они уже шли за вторым бокалом. Ну а что? У них даже в национальном гимне воспевают вино, так что оно с венграми везде и повсюду.
Завершить этот день мы решили на сладкой ноте, отправившись на дегустацию мороженого. Да не абы куда, а в “Gelarto Rosa”. Расположившись в самом центре Будапешта, G.R. гордо заявляет о себе, что является лучшим кафе-мороженым в городе. Мы решили проверить на собственном опыте, так ли оно, уж больно много было хвалебных отзывов по всему интернету, причем от туристов из самых разных стран.
Владельцем бизнеса является харизматичная Niki Szokron, которая изучала секреты старых итальянских семейных рецептов мороженого во время стажировки в Италии, а затем вернулась обратно в свой город. Свой успех на родине она объясняет так: свежие и настоящие, качественные ингредиенты, старые итальянские традиции, и, как последний штрих – художественное творчество.
Именно последняя составляющая привлекает народ, так как каждый конус с мороженым оформляется в виде розы. Делается это не автоматически, а индивидуально с помощью ложки-шпателя, которой наносятся слои лакомства, причем их можно смешивать. На выходе имеем розу с классическими красными, белыми, а также коричневыми и даже зелеными лепестками одновременно. Селекционеры сошли бы с ума!
И да, по вкусовым качествам мороженое отличное, не водянистое. На входе всегда очередь, которая, впрочем, двигается очень быстро.
Долго ли соорудить такой конус? Всё дело в практике. Уже по приезду я, естественно, попрактиковалась ради интереса “лепить” лепестки, получилось сразу очень неплохо. Вот здесь есть полезное видео. Попробуйте, особенно если есть маленькие дети – будет весело, чумазо, и очень вкусно!
На этом полный второй день, посвященный Будапешту, подошел к концу. На завтра оставили еще парочку мест, и назначили переезд по северному берегу Балатона в западную часть страны.
Содержание:
Часть 1-я Часть 2-я Часть 3-я Часть 4-я |
Часть 5-я Часть 6-я Часть 7-я Часть 8-я |
Часть 9-я Часть 10-я Часть 11-я Часть 12-я |
Часть 13-я Часть 14-я Часть 15-я Окончание |
Катерина Андреева.
Хьюстон, Техас – Австрия – Словакия – Венгрия – Словения – Чехия.
Сентябрь, 2014.
Фотографии:
У нас так побоятся сказать , а если кто-то и скажет , то ” всеравно не сделают “
Ну, конечно же заинтересовалась мороженым. Роза!!! А оказалось, что и рассказ интересный! Даже возьму в избранное, потому что в Будапеште хотела бы побывать)))
Да, и скоро снова лето)))
Голосую за Будапешт как за “Лучший туристический маршрут Европы” (“European Best Destination”)!