«Заведение сияло, что твой Метрополь» – Стругацкие, «Пикник на обочине».
А почему бы не чихнуть? А потому, что Чихули – это музей стекла, экспонаты хрупкие, и мало ли что…
На самом деле, в Чихули мы попали практически случайно. Этот музей не то что не был в составленном заранее списке “must see” мест в Сиэтле, но даже не попал во второй эшелон, куда сбрасывали точки с пометкой «если останется время».
Честно говоря, я не знаю, чем объяснить такой игнор с нашей стороны – то ли название показалось странным и не вызвало желания выяснять, что там и как; то ли просто банально не укладывались по времени.
Однако, получилось интересно. Дело в том, что этот музей расположен практически у подножия Иглы – самой узнаваемой достопримечательности на северо-западе тихоокеанского побережья США. Желающих подняться на обзорную площадку башни просто не счесть, очередь гигантская, билеты продаются на определенные временные отрезки. И вот, пока мы ждали свое «окно», чтобы встать в очередь на лифт, каким-то образом ноги завернули в музей стекла.
Если покупать комбинированные билеты Игла+Чихули, выгода на лицо: $49 за оба места, вместо $32 и $35 за каждое из них.
Есть еще хороший вариант, которым мы сами воспользовались: приобрести Seattle city pass, $89 на взрослого (сейчас подняли до $109).
Этот пропуск дает право прохода не только в Чихули и на Иглу, но покрывает еще несколько сиэтловских достопримечательностей. C тамошними ценами окупился чуть ли не в первый день.
Так что же конкретно означает «Чихули»? Это фамилия американского художника-стекловара, который знаменит своими сложными с технической точки зрения инсталляциями из стекла. Впервые его работу “Fiori di Como” живьем мы увидели в 2002 году в лобби отеля “Bellagio” в Лас-Вегасе, но этим знакомство и ограничилось.
В музее стекла Чихули не увидишь банальные скучные вазочки, унылые фарфоровые тарелки, или однообразные статуэтки. Нет, здесь ожидает взрыв мозга от цвета, формы, от того, как эта стеклянная феерия вписана в естественную среду – часть выставки находится на открытом воздухе, в саду. Если вам требуется волшебный пинок от Вселенной для развития творческой фантазии, то музей стекла Чихули вполне годится на эту роль.
Дейл Чихули, которому в этом году исполняется 80 лет – из местных, родился недалеко от Сиэтла, в городе Такома. По первой специальности он дизайнер интерьера, а по призванию – стеклодув.
В одном из интервью, он вспоминает поворотный для себя 1965 год: «Однажды ночью я расплавил несколько фунтов цветного стекла в печи мастерской, и окунул в расплав стальную трубу из подвала. Я подул в трубу, и появился стеклянный пузырь. Я никогда раньше не видел стеклодувов. Мое восхищение, вероятно, частично связано с тем, что я случайно обнаружил этот процесс ночью. С этого момента я стал одержим желанием узнать все, что мог, о стекле».
Страсть от работы со стеклом подвигла получить дополнительные знания. Чихули выяснил, что первая и единственная программа по работе со стеклом в стране предлагалась в университете штата Висконсин. Решив поступать, Чихули на шесть месяцев уезжает на Аляску работать рыбаком, чтобы заработать деньги на учебу в аспирантуре. В 1966 году он начал обучение по программе стеклодувов.
Желая узнать как можно больше о стекольном производстве, Дейл Чихули уезжает в Венецию по программе Фулбрайта. The Fulbright Program – известная в США программа образовательных грантов, основанная в 1946 году сенатором от штата Арканзас Джеймсом Фулбрайтом, финансируемая госдепартаментом, с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран. 43 выпускника программы Фулбрайта получили Нобелевские премии, а 78 стали лауреатами Пулитцеровской премии.
В Венеции Чихули побывал и на знаменитой стекольной фабрике Venini. «Когда я приехал в Венецию в 1968 году, художники по стеклу в Соединенных Штатах работали сами по себе». Командная работа, которую он наблюдал в Venini, стала решающим звеном для понимания, как надо устроить процесс. «Я понял, что, если вы будете работать с полудюжиной или более людей, вы сможете добиться того, чего никогда не сможете сделать в одиночку».
В 1971 году он стал соучредителем школы стекла Pilchuck Glass School в городе Стэнвуд, к северу от Сиэтла. Это было место для развития идей и экспериментов. «Ничто нас не сдерживало…» – вспоминал Чихули. «Люди приезжали со всего света, и довольно скоро они начали переезжать сюда на постоянное место жительства. Сейчас в районе Пьюджет-Саунд больше стекольных магазинов, чем где-либо в мире, кроме Венеции». Фактически, одна треть самых известных художников мира, работающих со стеклом, проживает в штате Вашингтон.
В 1976 году во время поездки в Европу Чихули попал в автокатастрофу, в результате чего ослеп на левый глаз, и навсегда повредил правую ступню и лодыжку. Дейл был госпитализирован на несколько недель, ему наложили 256 швов на лице. Хотя авария лишила его стереоскопического зрения, он продолжал работать со стеклом до 1979 года, когда произошел еще один несчастный случай – во время серфинга Чихули вывернул плечо. После этого он уже больше не мог держать трубку для выдувания стекла.
Остановило ли это стеклодува по призванию? Ничуть. Пришел на помощь венецианский опыт. Работа в команде – краеугольный камень карьеры Дейла. Он работает в тесном сотрудничестве со многими людьми для создания произведений искусства, от стеклодувов и художников, до плотников и производителей металла. Вместе их называют «Team Chihuly».
Объединив цвет, свет, форму и пространство для создания уникального иммерсионного опыта, Чихули выполнил грандиозные инсталляции произведений искусства по всему миру. Его скульптуры можно увидеть в постоянных коллекциях более чем двухсот музеев, а также в концертных залах, университетах, оранжереях, на роскошных курортах, и даже у кого-то дома. В 1994 году президент Билл Клинтон представил работу Чихули королеве Елизавете и президенту Франции Франсуа Миттерану.
При создании своих работ «команда Чихули» использует гравитацию и центробежную силу, позволяя расплавленному стеклу обрести свободную форму. Асимметрия и неравномерность – определяющий принцип их работы. Может поэтому инсталляции легко интегрируются в естественное окружение.
Идея прибавить к музею еще и сад, где стеклянные растения как будто живут и дышат, наравне с живыми организмами, показалась нам просто гениальной. Хотелось фотографировать буквально каждый завиток и загогулину, рассматривать, и даже зарисовывать.
На открытии музея и сада в мае 2012 года, Чихули сказал очень просто и честно: «Каждый художник мечтает продемонстрировать свои работы в одном месте, и я рад, что у меня есть такая возможность в моем родном сообществе (Сиэтле). На этой выставке собраны лучшие работы за мою карьеру, и я надеюсь, что всем она понравится».
«Я выставляюсь широко … мне доставляет огромное удовольствие, что, наверное, миллионы людей видят мои работы. Моя работа доставляет людям много радости, и это заставляет меня чувствовать, что я действительно везунчик.»
Конечно везунчик, но еще и трудяга. На сегодняшний день состояние Чихули оценивается примерно в 30 миллионов долларов.
Цена каждой стеклянной финтифлюшки варьируется – от нескольких сотен долларов за небольшую раковину, до нескольких миллионов евро за произведения монументальных масштабов.
Возвращаясь к чиханию, возникает закономерный вопрос: а что будет, если кто-то вдруг случайно разобьет какой-нибудь шедевр? Странно было бы, если за столько лет этого не случилось. А оно и случается, и даже не так чтобы редко. То в музее неловкий турист случайно повернется и заденет сумкой стебельки инопланетного вида, а то и намеренно какой-нибудь псих начнет скидывать хрупкие композиции на пол – бывало и такое. Если будет установлено, что произошедшее случайно, без злого умысла, то просто пожурят и даже штраф не выпишут. Все работы застрахованы, и это уже дело страховой компании.
Но бывает и криминал, тогда грозит реальный тюремный срок и штраф. Например, несколько пуль были выпущены в работу Чихули, висящую вдоль пешеходного моста, пересекающего шоссе в Такоме. Четыре защитные стеклянные панели раскололись, но произведение искусства, стоимостью 12 миллионов долларов, не пострадало.
А в другой раз, пьяные подростки перебрались через стены ботанического сада в Денвере, и ускользнули с четырьмя произведениями вашингтонского художника, стоимостью 100 000 долларов. На следующее утро, осознав, насколько серьезной была кража, воры спрятали скульптуры на кукурузном поле, где три из них были случайно уничтожены комбайнами во время сбора урожая.
Иногда вмешивается и природа. Землетрясение 2001 года в Сиэтле разрушило более дюжины работы Чихули. А мощный град в Далласе повредил скульптуру, состоящую из 30 частей, похожих на лепестки кувшинок.
Команда Чихули относится к этому философски: наделаем еще. «Вот почему стеклодувы смогли зарабатывать себе на жизнь на протяжении тысячелетий: вещи ломаются, а мы просто создаем новые!»
Сиэтл, штат Вашингтон, США.
Потрясающая красота и формы!
В детстве, будучи в пионерском лагере, нас повезли на фабрику, ия я смогла увидеть, как выдувают стекло. Это были обычные бутылки, но тут!
Как фантазийно, как виртуозно! И как вписываются его работы в природу. Судьба словно испытывала художника на прочность, а он назло всем выстоял!!!!
Спасибо за посещение и репортаж. Я была в Сиэтле в далеком 1996 году, и не знаю, был ли уже там этот музей…
Какие яркие воспоминания про п/лагерь! Спасибо, что поделились.
А музея в середине 90-х еще не было в Сиэтле, он открылся лишь в 2012-м.
Потрясающе работы!
Вот что получается, когда человек нашел свое призвание.
Обалдеть! Сколько труда и фантазии! Ничего подобного не видела!
good
Потрясающе интересно! И работы и судьба автора.
Потрясающие работы, обожаю стекло и творчество стеклодувов. Как гармонично работы вписаны в природный ландшафт.
Какое необычное место!
Надо будет не забыть, если доберемся в те края.
Работа стеклодувов очень интересна, а Чихули – вообще потрясающая. В Беларуси, где я жила, был хрустальный завод с цехом стеклодува.Там я впервые увидела этот процесс. Но это были единичные изделия. А Чихули – это гигантские ландшафтные композиции. В Бостоне после выставки до сих пор фойе украшает зелёная башня с сосульками – первый предмет фотографирования. Парк в Сиэтле нельзя пропустить. У вас замечательные фото композиций!
Спасибо большое, Лидия!
Обалдеть! Просмотрела раза три, но хочется еще пересматривать и пересматривать это чудо.
Спасибо, что хоть на фото познакомили с такой удивительной красотой. У меня мама всю жизнь проработала на Брестском электроламповом заводе технологом стекольного производства. Сохраню Ваш пост и по возвращении от свекрови покажу ей эту красоту.
Спасибо! Маме привет 🙂
Вау, какая красота! Люблю стекло.
Красиво.
Почти как стеклянный замок на острове Чеджу в Южной Корее.
В 1999 году видели его потрясающую выставку в Иерусалиме.
Хорошие фотографии! Спасибо!
Я впервые увидела Чихули там же, а в каком году -трудно сказать. Помните, там под цветами стоят диванчики, на которых можно лежать и смотреть в потолок-разглядывать стеклянные чудо-цветы.
Катя, как хорошо, что вы о Чихули написали. Я смотрела документальный фильм о нем, что он был получателем Fulbright, не знала.
Спасибо.
Спасибо за отзыв, Елена!
Я, в очередной раз, была в Лас-Вегасе на этот Новый Год – и, увы!, больше никаких диванчиков под цветами нет. Может быть из-за пандемии. Но, конечно, по-прежнему красиво.
Очень здорово! Я каждый раз, когда в Лас Вегасе, захожу эти цветочки посмотреть.
Жалко, что диваны заныкали.
Были в Сиэтле еще до того, как там открыли Музей стекла. К нашему сожалению, поскольку большие поклонники Чихули. Спасибо.
Выставку Чихули видела в Ботаническом саду НЙ, а зелёная ёлочка так и стоит в нашем бостонском музее.
Мне очень нравятся его работы. Кроме Сиэтал в Оклахома сити видел большую коллекцию.
Я была в Сиэтле в музее Чихули ещё в 2014 году, мне кажется, что эти фото можно пересматривать бесконечно.
Согласна!
Отличный пост! Спасибо большое!
Спасибо, что заглянули, Алексей!